АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2009-05-06 Алексей Миронов
"Русский экран" - вот такое кино

В кризис предложения вложить деньги под хорошие проценты появляются все чаще. Вложить деньги не проблема – проблема встретиться с ними еще раз.

Когда в 1994 году лопнул МММ, то только ленивый тележурналист не проиллюстрировал сюжет о крахе песенкой из доброго советского мюзикла на несоветскую тему «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам». Фильм классный, мелодия отличная, спели ее с душой, так чего же не послушались?

Однако образ Буратино, идущего в страну Счастья с 5 золотыми в кармане бумажной курточки, близок и понятен каждому на постсоветском пространстве. Побудем немого им. А там разберемся, кто нас окружает – мудрая черепаха или прелестница с голубыми волосами, храбрый пес или хитрая лиса.

Возьмем газету «Metro» (ее петербургский вариант). Там объявление «Русский экран. Высокодоходные инвестиции в создание телевизионных сериалов, с гарантированными выплатами. 30 % годовых в рублях. Минимальная инвестиция 30000 рублей. Выгодные инвестиционные программы. Наш адрес: ст.м. «Невский проспект»...»

Короче, прямая дорога Буратино по указанному адресу. Что увидит он, заходя в офис ООО «Русский экран»? Комнату, где есть мебель, оргтехника. Но где явно невозможно снимать никаких сериалов.

Да их там и не снимают. Ведь в городе на Неве только филиал. Головная контора – в Москве. Как рассказано на сайте компании, это холдинг. В него входят рекламное агентство, издательский дом, туристическая компания, кинокомпания.

Издательский дом издает журнал «Русский экран» (первый номер вышел в феврале, второй в марте). Он называет себя продолжателем дела старого «Советского экрана» (для иллюстраций даже использует его фотоархив). Журнал отличает великолепное полиграфическое исполнение. О содержании судить не берусь – не кинокритик. Но, как человек, давно работающий в СМИ, могу судить об издании по его рекламодателям. В данном случае – все хорошо. Это производители алкогольных напитков, сети кафе, поставщики чая, девелоперы (все это официальная реклама, статьи о новых фильмах написаны, так что не понять моему другу Буратино – это тоже реклама или нет, мозги-то сосновые).

А вот реклама инвестиционных программ достаточно скромная. Во втором номере она занимает одну страницу, а в первом – это даже не реклама в прямом смысле слова, а интервью с генеральным директором ООО «Русский экран» Михаилом Казаковым.

Этого Михаила Казакова из «Русского экрана» нельзя путать с режиссером и актером, народным артистом России, автором «Покровских ворот» и «Безымянной звезды» Михаилом Козаковым. Как в анекдоте, они даже не однофамильцы. Фамилия артиста пишется через вторую букву «о».

Впрочем, «Русский экран» не пытается запутать зрителя (или точней – потенциального инвестора). Интервью снабжено фотопортретом молодого человека лет двадцати пяти- двадцати семи. О биографии Михаила Казакова (через «а») сайт его компании сообщает только, что он: «Закончил Московский Институт Международных Экономических Отношений. С 2006 года работает в сфере юриспруденции».

Молодой юрист и кинодеятель сообщает о своем холдинге: «Мы работаем над созданием сериалов по заказу ОРТ, телеканалов «Россия», НТВ, ТНТ. Сотрудничаем с ведущими кинокомпаниями. Не секрет, что для телеканалов сериалы – инструмент для привлечения и удержания аудитории. Кроме того, доход от рекламы, размещенной во время показа сериалов, составляет 50% от общего дохода телевидения от рекламы. Отечественная сериальная продукция занимает 2/3 эфира федеральных телеканалов. Кроме инвестиций, холдинг обеспечивает наполнение телесериалов популярными брендами через наше рекламное агентство. Прибыль холдинга по этому направлению деятельности составляет до 50% на вложенные средства, срок возврата инвестиций три-четыре месяца».

Итак, вот оно золотое дно (оно же поле чудес). Отечественные сериалы. Доходность выше ординара – около трехсот процентов годовых (вложил тыщу, через три месяца тыща вернулась, а в течение года она дала еще три раза по тыще). И это даже в кризис, когда реклама сужается. И при том что на главных каналов сериалов не более , чем 1/3 (посчитайте сами по программе). Даже странно, что какие-нибудь ментошные кенты, простите, киношные менты не накопили денег и не купили до сих пор контрольный пакет акций какой-нибудь скромной нефтяной компании, типа «Лукойла». Они же гонят серию за серией, а доходы-то в кинобизнесе – во какие.

Ну и самое главное – где продукция «Русского экрана»?

Сайт холднига называет два проекта.

Первый.

«Создана кинокомпания "Невский Проспект". Продюсер - Борис Зимин. Текущий проект - телевизионный сериал "Блеск и нищета" (12 серий). Премьера - февраль 2010 года».

Второй.

«Создано Творческо-Производственное Объединение «Русский экран» Продюсер - Анатолий Сивушов.
Текущий проект - романтическая комедия "Экзамены любви".
Премьера - февраль 2010 года».

Любопытно, что и кинокомпания и творческое объединение родились в один день – 20 марта 2009 года и просто не успели еще ничего снять.  

Соответственно, дохода от проката нет. Как же рассчитываться с инвесторами, ведь займы привлекаются на срок от двух месяцев? Непонятно.

Загадкой для меня осталось – где идет работа над этими картинами, кто режиссер, кто актер?

Михаил Казаков развеивает сомнения со страниц журнала «Русский экран»: «Какие гарантии? Мы не продаем акции – с каждым инвестором заключается договор займа, в котором четко зафиксированы наши обязательства. Добросовестная работа холдинга в рекламном, издательством бизнесах и в сфере создания телесериалов обеспечивает возврат вложенных средств и выплату положенных процентов. Наши инвесторы не зависят от настроений биржевых спекулянтов и, соответственно, застрахованы от финансовых ЧП».

Вот так. Это в банках с лицензией вклад гражданина застрахован через систему государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Тут же гарантия – успешная деятельность холдинга. Сами оцените, что вызывает большее доверие.

Кстати, в типовом договоре есть ссылка на то, что займы страхуются за счет «Русского экрана», но если это требование не будет соблюдено – холдингу это ничем реально не грозит.

Надо отдать должное господам из «Русского экрана». Они никого не обманывают. Считаете вы, что вложение в кино на основе договора займа – вкладываете. Если ваша вера вас не обманет – получите 30% годовых минус подоходный налог. Если обманет – получите права кредитора в рамках процедуры банкротства.

Только когда разоряется завод – от него остаются цеха, станки. Недоснятый фильм при банкротстве не стоит ничего, это просто испорченная кинопленка.

Я лично – за либерализм. Хочет человек рисковать – пусть рискует, я ему только пожелаю удачи. Пусть человек деньги заработает, да не просто так – а пусть они воплотятся в новую видеопродукцию, и в этом качестве принесут радость и счастье зрителям, работу артистам, звукорежиссерам, гримерам, операторам, костюмерам, статистам.

Но вот какое дело. Год назад в Питере собирало деньги некое некоммерческое партнерство «Русский проект». Обещало до 60 процентов годовых. Его руководительница Наталья Пликусова рассказывала, что вкладывает деньги в рестораны и магазины в Петербурге, что в недальнем пригороде у партнерства имеется консервное производство, что в Ломоносовском районе ему принадлежит несколько га земли, где можно строить коттеджи, а на Кубани – несколько сотен гектар помидорных полей. Сейчас госпожа Пликусова ждет суда, потому что выплаты партнерство прекратило, а ее обвинили в мошенничестве.

Но пострадавшие от «Русского проекта» не теряют надежды. Хотя кафе и магазины были в аренде, но земля-то настоящая (правда, Пликусова оформила ее, как утверждают представители инициативной группы, в свою личную собственность). А значит, есть надежда вернуть хоть что-то.

На финансовом рынке есть правило – доходность и надежность – антагонисты. Грамотный инвестор может вложить деньги в облигации автозавода ИжАвто (их доходность в конце апреля 51%). Будет завод жив – получит даже больше, чем в «Русском экране». Если же нет, то, может быть, автопром будет спасать государство. Не факт, что спасут «ИжАвто», но ведь не факт, что картина «Блеск и нищета» найдет своего зрителя и (что важней) рекламодателя. И то и то – событие вероятностные. А хотите рискнуть всерьез, чтоб в шампанском купаться – купите облигации строительного холдинга «Миракс» - доходность по ним сейчас 620 процентов. Правда, это значит, что рынок оценивает и вероятность полного дефолта «Миракаса» несколько выше, чем у «ИжАвто». Самое обидное, что теперь облигации лопнувшей компании и на елку новогоднюю не повесить в виде украшения – в новом веке в ходу только безналичные ценные бумаги.

С другой стороны, котировок обязательств «Русского экрана» нет на бирже принципиально (о чем выше сказал сам господин Казаков). Так что Буратино надо крепко подумать, прежде чем сделать шаг.

И, мне кажется, мой деревянный друг вряд ли решит пойти в кино со своими золотыми. А куда пойдете вы – думайте сами.