В Петрозаводске недавно состоялась очередная, уже четвертая по счету, ежегодная конференция «Международные связи муниципалитетов». Проводят ее петрозаводская мэрия и Карельский научный центр РАН. В этом году в конференции участвовали делегации регионов российского Северо-Запада, а также гости из многочисленных европейских городов-побратимов карельской столицы – Ла-Рошели, Тюбингена, Йоэнсуу...
Слушая докладчиков конференции, порой создавалось странное впечатление, что началась новая, «поствертикальная» эпоха. Нет, никаких формально «оппозиционных» лозунгов там не звучало – но просто обсуждение этих международно-регионалистских идей уже само по себе оставляет в прошлом «едино-неделимые» догматы, что громко навязывались центральными СМИ в последние годы…
Выглядит символичным, что эта новая волна сближения российских и европейских городов завязывается именно на Северо-Западе – словно бы продолжая традицию Новгородской республики. Ведущая конференции, председатель отдела внешних связей петрозаводской мэрии Наталья Лаврушина вспомнила даже эллинские полисы, которые развивали свою общую цивилизацию именно за счет прямых межгородских контактов.
Такая вот любопытная метаистория – «хорошо забытое старое» вдруг оказывается самой перспективной моделью для новой, «постсовременной» эпохи. Не пора ли вспомнить, что и слово «политика» происходит именно от «полисов» с их гражданским самоуправлением? И сегодня может вернуться вновь именно из них – пока на федеральном уровне царствует сплошное предсказуемое «политтехно»…
Сегодня уже все яснее, что выход из глобального кризиса возможен именно на основе прямых межрегиональных и межгородских контактов, взаимовыгодных обменов – тогда как «центральные» чиновники разных стран озабочены лишь успокоением публики... На конференции прозвучал проект налаживания связей муниципалитетов нашего Северо-Запада с сетью средних городов Европы.
Представитель совета муниципальных образований Ленобласти Мария Иванова подчеркнула, что в этом регионе с большим интересом изучают опыт соседней Финляндии, где существует «парламентаризм на всех уровнях», который является «естественным барьером на пути коррупции в местных администрациях».
Однако этот опыт местного парламентаризма сохраняется и в принимавшей конференцию столице Карелии, где председателем горсовета является Василий Попов – член партии «Яблоко». Конечно, к нынешней роли и даже вообще самостоятельности этой партии можно относиться скептически, но показателен сам факт этой многопартийности, которая в иных региональных и городских парламентах РФ задавлена «едиными» медведями. Впрочем, статус местной законодательной власти выглядит у нас пока незначительным по сравнению с исполнительной «вертикалью»…
Выправить этот перекос могло бы такое, на первый взгляд, «неполитическое» мероприятие, как интенсивная разработка уникальных брендов каждого российского региона и города. Об актуальности и эффективности этой культурно-экономической стратегии в различных европейских странах говорил на конференции Юрий Савельев, главный ученый секретарь Карельского научного центра. Региональный и муниципальный брендинг способен существенно повысить инвестиционную и туристскую привлекательность российских территорий. Кроме того, он неизбежно будет иметь и политическое измерение, так как пробудит в региональных парламентах новые законодательные инициативы и их заинтересованное гражданское обсуждение.
Как примеры туристических брендов были приведены шотландский Лимерик и лапландский Санта-Парк. Но существуют также и известные бренды «технологических центров» – французский Гренобль, германский Франкфурт-на-Майне, финский Оулу и многие другие. Чем российские города хуже? Почему они до сих пор остаются какой-то малоразличимой «провинцией»?
Любопытный проект брендинга Калевальского района Карелии предложил сотрудник Института экономики КНЦ Евгений Жирнель. Это своеобразное «оживление» эпоса «Калевала», чтобы его герои и события стали уникальной «визитной карточкой» района. Наверняка, этим удастся существенно поднять его туристскую привлекательность, но все же вряд ли удастся решить главную экономическую проблему Карелии – консервацию ее сырьевой специфики. А развитые региональные бренды могут возникнуть лишь на столь же развитой технологической базе…
В настоящее время на базе ПетрГУ создается республиканский IT-парк, что давно уже назрело, учитывая высокий уровень инфосферы в Карелии. Похоже, что летнее заседание президиума Госсовета, посвященное развитию информационных технологий, президент Медведев неслучайно провел именно в Петрозаводске. Но вот только как с таким современным имиджем города будет сочетаться нынешняя его топонимика, отсылающая, напротив, в прошлое? До сих пор практически все центральные улицы и площади карельской столицы носят имена коммунистических идеологов и советских деятелей, в отличие от многих других российских городов, где им возвращены изначальные названия. А символика – дело нешуточное: она оказывает глубокое влияние на менталитет населения, и некоторых, как поется в известной песне, «зарубает время от времени»…
Впрочем, на этот вопрос главный художник города Владимир Лобанов дал сведущий ответ: за сохранение советской символики горой стоят местные коммунисты. Поэтому власть предпочитает просто не оскорблять их религиозные чувства. А вот молодое поколение вместо выступления «против» скорее пофигистично относится к этим незнакомым именам и истуканам. Или сочиняет римейки: так, скульптуру беседующих Маркса с Энгельсом давно уже по-регионалистски переименовали в «рунопевцев».
О новых брендах города на конференции, кстати, возникла любопытная дискуссия. Нынешний герб Петрозаводска с пушечными ядрами (отсылающий к истории Петровских заводов) также уже «не цепляет». А может, проблема не только в архаике, но напротив – было бы интересно воссоединить древнюю, еще допетровскую мифологию с современным смыслом? На картах известного географа XVI века Ортелиуса примерно на месте нынешнего Петрозаводска значится варяжское поселение «Onegaborg» («Онежская крепость»). Что, если смоделировать его по-новому, как уникальный северный муниципальный проект, берущий за основу название озера? Или – оставить все же нынешнее имя, но расшифровать его арт-авангардистски, как единственный российский городской топоним, содержащий слово «роза»?
Жаль только, что наш давний мистико-креативный проект «Духи карельских озер» остался за рамками официальной конференции как уж совсем «постполитический» – хотя он, несомненно, оказал бы кардинальное влияние на политику, экономику и психологию республики!
Но в любом случае – то, что в Карелии к истории вновь относятся не как к унылому «сохранению прошлого», но как к творческому проекту будущего – это свидетельствует о существенных переменах в гражданском сознании.