В редакцию "АПН Северо-Запад" обратился Александр Артемьев, 20 лет проработавший в X5 Retail Group (владеет в том числе сетью "Пятерочка"), прошедший путь от грузчика до менеджера по товародвижению и промо по направлениям Калининград, Воркута, Усинск, но вынужденный уволиться после столкновения с ситуацией в калининградской "Пятерочке". Он рассказал о вопиющих фактах – некондиционный товар в продаже, опарыши, тухлятина, просроченные яйца как обыденность, нарушения прав работников – и всё из-за мутных схем, установленных в результате сложной логистики региона.
- Расскажите о своём трудовом пути в компании X5 Retail Group.
-Я пришёл в компанию в 2003 году подработать на лето после службы в ВС РФ. Начинал работу с должности грузчика, благодаря сильным наставникам и собственным деловым качествам сделал карьеру в этой компании. Работал в "Пятёрочке" на должностях товароведа, заместителя директора магазина, директора магазина, супервайзера, начальника отдела операций, управляющего в гипермаркете "Карусель", в 2019 году перешёл в офис в логистику (товародвижение). В должности менеджера по открытию новых магазинов работал в макрорегионах Волга, вырос там до начальника отдела товародвижения, был признан самым ценным сотрудником макрорегиона в 2021 г. (внутренний конкурс, победитель определяется голосованием), после реорганизации поехал открывать магазины для территории Сибирь.
В 2023 году летом вернулся в товародвижение территории Северо-Запад на должность менеджера по товародвижению и промо (пополнение регионов со сложной логистикой – Калининград, Воркута, Усинск). Работа на "Пятёрочку" мне нравилась, работа всегда была командная, ориентированная на покупателя, Компания всегда хорошо относилась к своим сотрудникам, предоставляя им комфортные условия труда, достойную заработную плату, поддерживала принципы честности и взаимоуважения в коллективе. Я успел поработать во многих регионах нашей страны, но такого беспредела, какой творится в логистике Северо-Запада – нет нигде. В связи с отсутствием обратной связи от руководства я вынужден был уволиться из компании, так как соучаствовать в этом не готов.
Александр Артемьев
-Речь конкретно идет о ситуации в Калининграде, который находится в отрыве от остальной России, в кольце врагов. Так логично предположить, что там возникают проблемы с логистикой, не так ли?
- Действительно, учитывая непростою политическую обстановку, Калининград оказался фактически в блокаде. Вся страна терпит проблемы, связанные с санкциями, а нас это коснулось особенно сильно. Считаю категорически неправильным, когда эту ситуацию используют для личного обогащения. Представьте, если бы за реализацию хлеба в блокадном Ленинграде отвечала частная компания с недобросовестным руководством замеченном в финансировании вермахта? (Кстати, у нас ведь и сегодня есть спонсор ВСУ олигарх Михаил Фридман, спокойно вернувшийся в Россию...)
Адекватное руководство логистики давно бы нашло возможность открыть в регионе РЦ (распределительный центр), в который товар бы поступал от поставщиков, хранился и собирался по потребности магазинов. Но начальство, вероятно, решило сэкономить и вместо нормального склада открыло КДК (crossdocking) площадку, на которую основной объём товара привозят уже собранными на РЦ Санкт-Петербурга паллетами. КДК площадка не предназначена для фактических объёмов, которые туда поступают, пропускная способность намного ниже. Бизнес-процесс держится на энтузиазме сотрудников данной площадки, серьёзно перерабатывающих из-за отсутствия места для размещения товара и как следствие, тяжёлых условий труда.
А длинное логистическое плечо для санкционного товара (позиции, которые нельзя везти по сухопутному коридору через Прибалтику и Польшу - это практически вся бытовая химия, весь крепкий алкоголь, все позиции с ветеринарной справкой и весь скоропорт) приводит к тому, что приблизительно 50% товара поступает через паромы. Для полной утилизации рейсов руководство логистики требует добивать объёмы товаром, уже имеющим запас в магазинах, что приводит к перетарке площадки и торговых точек.
Повышенный товарный запас, который приходится держать на КДК площадке, несёт дополнительную нагрузку на сотрудников магазинов, которым приходится тоже безвозмездно перерабатывать, разбирая и сортируя повышенные объёмы в условиях дефицита персонала. Руководство операционного блока пытается бороться с неправильной логистикой, но, судя по всему – безуспешно.
Рабочий день сотрудников логистики – не нормированный. Люди работают над пополнением без выходных, в ночное время. Я например, хочу своё свободное время тратить на плетение сетей для фронта, пайку коптеров и другой досуг. Руководство лишает меня этой возможности.
-С работниками понятно. А покупателям какие сюрпризы это приносит?
-Для доставки заказываются самые дешёвые контейнеры, без температурных режимов, в следствие чего нарушаются условия хранения. Товар зачастую приезжает в опарышах, летом – тухлый, зимой – замороженный. Сотрудники магазина (при дефиците персонала) вручную разбирают некондиционку и выставляют в зал. За превышение списаний магазин наказывают. Качество товара в зале – соответствующее.
Скрин из рабочего чата
Отдельного внимания заслуживает яйцо. На его примере очевидны нарушения, которые происходят по всему скоропортящемуся товару. В Калининградской области есть свой поставщик – Гурьевская птицефабрика. Но руководство "Пятёрочки" предпочитает возить товар из СПб паромом, несмотря на то, что срок годности яйца – 25 суток, а логистическое плечо парома около 20 дней. То есть на реализацию остаётся 2-3 дня. Качество этого яйца представили?
Причины, по которым скоропорт везут из СПб – прозаические. Крупный заказ по федеральным контрактам намного дешевле для большой компании, даже с учётом логистики. В конечном итоге заплатит покупатель. Тем более, что просроченное яйцо тоже продают, только по другому коду товара! При подходе сроков годности яйца с большой земли, доставленного паромом, упаковки вскрываются и яйцо продаётся как свежее, от местного производителя – поштучно (код товара 4227110)!
Невероятная жадность руководства "Пятёрочки" очевидна. Терпеть это в текущих условиях – невозможно. Проверить это элементарно – контролирующим органам достаточно сопоставить поступления, списания и продажи товара по категории яйцо в разрезе SKU. И станет очевидно, что штучное яйцо от местного поставщика продаётся в количествах, в разы превышающих поступления данного товара. А это реально большие деньги, на которые обманывают покупателя дважды: через продажу другого товара, а учитывая загруженность и усталость персонала, возможен просрок, невозможно всё проконтролировать!
Руководство логистики, в частности - отвечающий за пополнение г-н Сергей Рацев, знает все эти проблемы и игнорирует.
-Не думаете, что после публикации интервью компания может попытаться устроить вам проблемы? Вы не боитесь выступать с «открытым забралом»?
- Надеюсь, что контролирующие органы обратят внимание на данные нарушения и дадут справедливую оценку действий должностных лиц компании "Пятёрочка" по действующему законодательству.
Рассчитываю, что и компания пересмотрит подходы к работе и начнёт действовать согласно своих официально декларируемых корпоративных ценностей. В следующий раз (если позовёте) – расскажу про пополнение Воркуты и Усинска, куда товар едет в вагонах.