АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2023-02-21 Сергей Кокорин
Поруганный министр

11 января 2023 года на совещании Правительства РФ Владимир Путин раскритиковал вице-премьера и торгово-промышленного министра Мантурова за отсутствие контрактов на строительство самолётов на некоторых предприятиях российского авиапрома. Тогда об этом «необычном» событии не писало, разве что самое «ленивое» СМИ. Помнится, Владимир Владимирович в несвойственной ему достаточно жёсткой форме дал «поруганному министру» месяц на исправление ситуации.

Этот месяц прошёл. Но что изменилось, и каковы реальные причины, лежащие в основе ситуации, которая вызвала публичное раздражение президента?

Перечить президенту

Издание «Ведомости» так описывает заседание правительства РФ, речь о котором пойдёт ниже: «Президент по итогам оптимистичного доклада Мантурова отметил, что предприятия должны понимать перспективы по заказам, чтобы нанимать рабочую силу и содержать производственные мощности. «Им нужно понять, сколько военное ведомство закажет, сколько гражданских судов будет заказано. Нет заказов даже на 2023 год у некоторых предприятий», – подчеркнул Владимир Путин. Затем начался спор, в ходе которого вице-премьер пытался объяснить, что заказы, как по гражданской линии, так и по военной уже сверстаны. Обычно Денису Мантурову, пользующемуся особым покровительством Сергея Чемезова, удавалось «заболтать» любые вопросы по части дел в российской промышленности. И на этот раз вальяжный министр, недавно получивший вожделенную должность вице-премьера, пытался возражать, недоумевая, почему это президент страны позволил себе не поверить его оптимизму. Но Владимир Владимирович был непреклонен: «Вы понимаете, почему я об этом говорил? Я обратил внимание на некоторые формулировки. Вы сказали: «В ближайшее время мы сделаем». Что такое «в ближайшее время»? Должно быть чётко, ясно, понятно. Я же не с потолка это беру, правильно? Директора предприятий говорят: нет контрактов».

Апофеозом текущего момента (того совещания) стала фраза Владимира Путина: «Что Вы, в самом деле, дурака-то валяете?» – Гласит официальная стенограмма совещания.

Где тот «дурак», которого «валяет» Мантуров?

Из официальной стенограммы этого заседания следует, что у Владимира Путина появился как минимум один дополнительный источник информации, отличной от той, что обычно рассказывает Мантуров: «Я знаю, что контрактов нет на предприятиях, мне директора сказали. Что Вы, в самом деле, дурака-то валяете? Когда контракты будут? Я вот о чём говорю. Мне директора предприятий говорят: нет контрактов». Это, пожалуй, первое публичное упоминание об альтернативном информационном канале, которым в данном конкретном случае воспользовался президент. До этого, судя по тому, что реально происходит в российской промышленности, Владимир Владимирович всецело доверялся «байкам» Дениса Валентиновича и главы «Ростеха» Сергея Викторовича, которые в мирное время всецело замкнули на себя практически все информационные потоки по промышленной тематике, пользуясь приоритетным доступом к первому лицу в основной части промышленных вопросов, особенно касающихся авиационной отрасли России, контролируемой этими двумя деятелями через «Объединённую авиастроительную корпорацию», возглавляемую бывшим музыкальным продюсером Юрием Слюсарем.

Также важную роль в прохождении информации играет госорган, именуемый Администрацией президента. Этот институт управления обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением его решений, то есть именно эта структура полностью контролирует все информационные потоки, направляемые в сторону Владимира Путина.

Примечательно, что в разговоре с торгово-промышленным министром Владимир Владимирович упомянул именно директоров предприятий, то есть тех, чья информация обычно фильтруется всеми вышестоящими инстанциями и даже в Администрацию президента доходит уже в сильно искаженном виде. Но и тут у Дениса Мантурова имеются дружественные связи с главной администрации Антоном Вайно и они достаточно хорошо отработаны. Издание «Версия» два года назад этот вопрос подобно рассмотрело в статье «Бизнес-мамы», показав коммерческую связку торгово-промышленного министра с главой президентской администрации. Может быть, именно поэтому Владимир Путин стал больше доверять альтернативным информационным каналам?! Но для Мантурова это плохой «звоночек», ведь с появлением подобных информационных каналов «валять дурака» долгоиграющему министру теперь будет очень сложно.

Не «контрактом» единым…

Как известно из стенограммы совещания, основной вопрос Владимира Путина касался отсутствия контрактов по запланированной на 2023 год продукции. Тут логично задаться вопросом: почему подконтрольное Мантурову министерство затягивает такой простой вопрос как формальный процесс подписания контрактов, если Денис Валентинович, утверждает, что: «У нас есть контракты, как я доложил, и по Министерству обороны, и по гражданской линии, и ГТКЛ, и другие лизинговые компании – это в части вертолётов. А по самолётам у нас всё свёрстано. Это с учётом тех испытаний, сертификации и программ импортозамещения «Суперджета» и МС-21. Полностью всё свёрстано».

Так почему же, если всё «свёрстано», чистой формальности – подписи контрактов – не хватает?

Вот тут и напрашивается следующая логическая версия происходящего, которая позволяет объяснить столь нелогичное поведение подконтрольного Мантурову министерства и отсутствие спешки (а точнее, затягивание) в подписании контрактов с исполнителями.

Ещё в августе 2020 года, издание «Версия», ранее внимательно следившее за деятельностью Мантурова, пытаясь разобраться в возникновении богатства торгово-промышленного министра, в публикации «Очень доходное министерство» предположило, что основой состояния Дениса Валентиновича является именно контролируемое им министерство, которое пропускает через себя огромные финансовые потоки, направляемые на различные российские промышленные предприятия. А как «отщипнуть» от бюджетного потока «долю малую»? Вот здесь и возникает основная российская экономическая категория – его величество «откат»! Сколько уже про это написано?! Сколько наши органы ловили на «откатах» страждущих бюджетного обогащения? Правда, попадались всё как-то больше мелкие сошки, если не считать министра Алексея Улюкаева. Раньше как-то, видимо, договаривались, но сейчас условия изменились.

Ответственность должностных лиц за исполнение оборонного госзаказа сильно возросла. Директора не хотят идти на прежние «договорняки». Возможно, именно в этом и есть причина чисто технической затяжки по срокам?

И всё же, 16 февраля 2023 года (с опозданием на пять дней) Денис Мантуров сообщил о подписании контрактов на поставку российских самолётов: «Контракты на поставку в лизинг отечественных самолетов и вертолетов российским авиакомпаниям, согласно январскому поручению президента РФ Владимира Путина, подписаны, их общая сумма составила 274,9 миллиарда рублей», – приводит «РИА Новости» слова вице-премьера и торгово-промышленного министра Мантурова.

Но едва ли только подписание контрактов позволит произвести заявленные Минпромторгом объёмы авиатехники. Кроме формального подписания контрактов существуют и другие, более существенные проблемы, которые являются системными просчётами работы Мантурова и подконтрольного ему министерства все предыдущие годы. Именно сейчас абсолютно все совершённые ошибки и/или сознательные действия Минпромторга проявляются: украинские события обнажили многие проблемы в гражданском сегменте российского авиапрома, о которых ранее различные российские издания сигнализировали не один год. Нескончаемые чемезовско-мантуровские оптимизации, долгие годы проводившиеся на постоянной основе, уже привели к тому, что в отрасли катастрофически не хватает специалистов. Об этом в начале февраля 2023 года заявил секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев в Рыбинске на совещании по подготовке кадров для российского авиапрома: «Российская авиационная промышленность по-прежнему испытывает острый дефицит инженерно-технических кадров и работников, в том числе конструкторов и технологов, отрасли не хватает свыше 14 тыс. человек», – приводит его слова информагентство ТАСС.

image

Если перевести сказанное Николаем Платоновичем на модный сегодня военный язык, то за годы чемезовско-мантуровских экспериментов, производимых ими в российском авиапроме, этим двум персонажам удалось «уничтожить» серьёзную группировку российских авиационных специалистов численностью до 14 тыс. человек, в составе которой были конструктора, технологи, инженерно-технические кадры и квалифицированные рабочие.

Так что одно лишь подписание лизинговых контрактов, которое ускорилось исключительно благодаря российскому президенту, скорее всего, не приведёт к появлению нужного количества авиатехники в «штуках». Очень плохо, что директора, на информацию которых ссылался Владимир Владимирович, не рассказали президенту более подробно о качественном состоянии российского авиапрома.

Долгожданные санкции

У этой истории есть ещё один очень интересный момент, который почему-то остался незамеченным многими комментаторами событий, связанных с «поруганием» Дениса Мантурова на совещании у президента.

Вспоминая множественные персональные санкции, налагаемые США и Евросоюзом на различных российских чиновников высшего звена, можно обнаружить, что Денису Валентиновичу столь долгое время «чудеснейшим» образом удавалось избегать немилости «бывших» заокеанских партнёров. Многие недоумевали: почему на ключевую фигуру российской промышленности, в том числе и её военно-промышленного сектора никто не накладывает санкции, когда даже не столь значимые коллеги Мантурова по правительству давно оказались под санкциями? Сергей Чемезов, с которым Денис Мантуров всегда работал в тандеме, оказался в санкционном списке уже в 2014 году. Даже сын Чемезова умудрился опередить Мантурова по части попадания под санкции. Но к Мантурову удивительным образом за столь продолжительное время никакие санкции никоим образом «не прилипали». И стоило только Владимиру Путину публично устроить выволочку Денису Валентиновичу, как в спешном порядке (ровно через пятнадцать дней) США включили Мантурова в свой санкционный список. Интересная синхронизация, не иначе, как к мнению Владимира Путина очень трепетно относятся в Вашингтоне.

Конечно, это может быть чистым совпадением. А что если в этом есть какой-то скрытый смысл? Ведь, согласитесь, столько лет разваливая российскую промышленность, да тот же авиапром, о чём, ранее уделявшее большое внимание теме российского вертолёто- и авиастроения, издание «Версия» рассказывало ещё в 2019 году в материале «Закат авиационной державы вручную», Денис Валентинович оказывал неоценимую услугу зарубежным конкурентам российского авиапрома на постоянной основе. Может, зарубежные «партнёры», испугавшись того, что за громким публичным недовольством российского президента деятельностью Мантурова может последовать увольнение столь «ценного» кадра из Правительства РФ, наложением санкций американцы пытались показать Владимиру Путину, что Денис Валентинович большой враг США и с ним нельзя так строго обходиться?

Но так ли это и почему столько времени, начиная с 2014 года, США не считали Мантурова врагом?!

Ответить на последний вопрос очень просто: СВО показало, что в России, по сути, «голая» промышленность – без чипов, электроники, автомобилей, бытовой техники, софта, самолётов… и прочая, и прочая, и прочая. И всё это, благодаря многолетней деятельности Дениса Мантурова и его компаньона – Сергея Чемезова, чьим влиянием на российского президента все эти годы так искусно пользовался самый богатый вице-премьер российского правительства.

Системная работа по уничтожению авиапрома России принесла зримые результаты и нанесла отрасли существенный ущерб. Из исторической справки, размещенной на официальном сайте Минпромторга России, мы видим, что на момент передачи предприятий, организаций и учреждений Министерства авиационной промышленности СССР в ведение Министерства промышленности РСФСР (прародителя Минпромторга РФ) в 1991 году общая численность работавших в системе авиационного ведомства составляла около 1,5 млн. человек, что соответствовало примерно 1% численности населения республики. Эти кадры, составляющие «золотой фонд» российских трудовых ресурсов, бережно выращивались советской властью не одно десятилетие и непростительным является разбазаривание такого ресурса на протяжении последних 30-ти лет.

2

По итогам контроля отрасли со стороны Минпромторга по состоянию на начало 2020-х годов численность авиапрома России упала в 3,5 раза (слайд 3 по ссылке – прим. ред.) и сократилась до немногим более 415 000 человек – это тождественно своеобразному разгрому отрасли, проходящему более десяти лет под непосредственным контролем Дениса Мантурова. Может, именно этим объясняется стремление американцев столь долго не включать Мантурова в санкционный список, тем самым показывая ему, что «он их, буржуинский»?

А что до исполнения указания Владимира Путина, то формальная сторона соблюдена – Мантуров отрапортовал о том, что контракты заключены. Но стоят ли эти контракты той бумаги, на которой они написаны? И появятся ли физически (в металле) указанные в этих контрактах самолёты? Помнится, в планах мантуровского Минпромторга было заявлено, что: «Россия планирует к 2025 году занять 10-процентную долю мирового рынка гражданской авиации, 14-процентную – военной авиации и 15-процентную – вертолетостроения». Ждать осталось недолго. Но помнит ли Владимир Путин, что ранее обещал нынешний вице-премьер Мантуров или подписанных контрактов сейчас уже вполне достаточно?

Сергей Кокорин
(специально для «АПН Северо-Запад)