В последнее время в России неожиданно вновь, спустя 14 лет после краха МММ, стала актуальна проблема финансовых пирамид. Эти «конторы» выманивают у народа, точней у плохо ориентирующихся в реалиях рыночной экономки граждан, кровные сбережения, обещают горы златые, а потом их хозяева пропадают в туманной дали.
В начале марта с громким скандалом в Петербурге лопнул бизнес-клуб «РуБин» (по документам он проходит так же как ООО «САН»). Эта структура, не имея банковской лицензии, обещала выплачивать доход в 25-50 процентов годовых. Когда 3 марта, аккурат на следующий день после голосования за нового президента, шарашке наступил кердык, оказалось, что у конторы десятки тысяч жертв. В первые дни казалось – даже сотни тысяч, сейчас ведущий прием пострадавших руководитель городской общественной палаты, депутат ЗАКСа Игорь Риммер, считает, что пострадало около ста тысяч человек. Причем «филиалы» лже-фирмы действовали в 140 городах России, стран СНГ и Прибалтики, Германии, Англии и Израиле. Как же их удалось наплодить столько без широкой рекламы? А очень просто – путем сетевого маркетинга. Поимо финансовой, в «РуБине» была еще и кадровая пирамида из 12 степеней: часть денег нижестоящих ее участников попадала вышестоящим, но основной поток доставался организаторам. Заплатил взнос - становись «сетевым директором» филиала в Мухосранске или там в Лондоне. Ходи по улицам, рассказывай знакомым сказки типа: я вот денежку удачно разместил и вам советую, за мной по проторенной дорожке в персональный рай.
После выборов, на встрече Владимира Путина с руководством Госдумы, в которой принимал участие Медведев, вопрос о «РуБине» неожиданно всплыл. Цитирую информагентства: «вице-спикер Владимир Жириновский поднял вопрос об афере в Петербурге одной инвестиционной компании, обещавшей гражданам доходность вложений в 50 процентов. Жириновский задал риторический вопрос: где был начальник петербургской милиции, когда видел рекламу этой компании? «Что касается мошеннических схем пирамидального свойства, за этим должны следить и финансовые органы, и правоохранительные», — подчеркнул Медведев. «Если реально обещаются неконкурентоспособные проценты, доходы, государство должно реагировать и, в случае обнаружения признаков преступления, возбуждать уголовные дела, а не ждать, пока все это посыплется», — полагает Медведев.
Видимо, новоизбранный президент хотел сказать не «неконкурентоспособные», а «нереальные», но это детали.
Не мог пройти мимо и такой известный и уважаемый в нашем городе еженедельник как «Петербургский дневник». В номере от 10 марта 2008г. опубликован комментарий Валерия Островского «Пора, наконец, браться за ум!». Он пишет: «Я думаю, что свою роль сыграла и телевизионная реклама различных паевых инвестиционных фондов, рассказывающая о том, что некогда их вкладчики получали более 60 процентов годовых. Правда, мелким шрифтом, почти не читаемым на экране, в этих рекламных роликах написано, что прибыльность может измениться в зависимости от обстоятельств. Но кто же это читает? Я, размышляя над феноменом «новых» пирамид, побеседовал с психологами и криминалистами. Один из них высказал предположение, что пирамиды еще себя проявят. И привел пример: он лично ожидает, что в ближайшее время появятся структуры, которые будут обещать высокую прибыль по вкладам в строительство олимпийских объектов в Сочи... Скажем прямо: роль государства в предотвращении подобного рода афер явно недостаточна. А она может проявляться, как представляется, двояко. Во-первых, в поощрении расширения легальных финансовых инструментов. Основные финансовые инструменты на Западе – приобретение акций, вложения в инвестиционные и пенсионные фонды – у нас развиты крайне слабо. Банковские депозиты не защищают деньги от инфляционных всплесков. Вот люди и ищут иные инструменты – и жулики этим пользуются».
Я не большой поклонник творчества Валерия Островского. Например, неграмотно называть владельцев паев паевых фондов «вкладчиками». Вкладчику банка по договору положен оговоренный процент. Человек, купивший пай, может только надеяться, что управляющая компания фонда сумеет приумножить капитал своеобразного «финансового колхоза». Может, доход, который она наработает, будет на порядок выше, чем уровень инфляции, а может, он будет ниже, а может, выйдет и вовсе чистый убыток. Конечно, на последнем обстоятельстве в рекламе акцента не делают, но в договоре оно прописывается достаточно четко. Да и пайщики с годами заметно повысили свою грамотность, и предупреждение не читают, потому что знают о подводных камнях инвестирования в ценные бумаги.
Что касается, чудесных процентов от вложения «в Сочи», то тут не надо быть пророком, что они появятся. Игорь Риммер, по крайней мере, заявляет, что «РуБин» уже пел эти песни. Кстати, интересно, за счет чего «олимпийцы» могли выплачивать супер-проценты: за счет доли в отпилах и откатах, что ли?
Впрочем, самое любопытное – другое: в «Петербургском дневнике» из номера в номер на коммерческой основе о себе рассказывает некое некоммерческое партнерство «Русский проект». Это партнерство очень ищет партнеров. Поэтому привлекает у населения займы. Самая выгодная программа обещает 60 процентов годовых. До 29 февраля принимался займ «Новогодний» аж под 67,2 процента! И это не все. Если вы становитесь займодавцем, то получает право привлекать новых займодавцев. При этом за каждого приведенного товарища, будет зачислен бонус – 2 процента от предоставленной следующем участником суммы. Чтоб получить эти деньги, активному партнеру надо обязательно «присутствовать при оформлении договора на приведенного им клиента». (В кавычках – цитата из «Положения о бонусах» НП «Русский проект», мне его вручили в офисе. Очень бы хотелось посмотреть на человека, который написал этот документ, в его юридическом образовании явные пробелы).
За счет чего получает доходы НП «Русский проект», да такие, что может не только супер-доходы выплачивать, но и малоимущим помогать (партнерство заявило о широкой благотворительной программе)?
О, ответы есть. В собственности находятся лесоперерабатывающее предприятие в Петрозаводске, компания по производству кетчупов в Петербурге, сети продуктовых магазинов и кафе там же, 3500 гектар земли для ведения сельского хозяйства в Краснодарском крае, 4 гектара земли в Ломоносовском районе для возведения коттеджного поселка.
В офисе «Русского проекта» можно так же купить акции некого ОАО «Лизинг финанс». Акции обыкновенные, но по ним обещают доходность 72 процента годовых (судя по базе данных эмитентов «СКРИН», лизинговую компанию возглавляет то ли родственник, то ли однофамилец генерального директора НП «Русский проект» Натальи Федоровны Плискуновой, некий господин Плискунов).
Прошу не считать вышеописанное рекламой или антирекламой НП «Русский проект». Формально фирма законов вроде не нарушает (принимать займы от населения можно и не имея банковской лицензии).
В России нет практики считать систематическое привлечение займов у неограниченного круга неквалифицированных инвесторов незаконной банковской деятельностью (на мой взгляд – жаль). Что толку, что вклад у гражданина может взять только банк с лицензией, да и то не всякий, а только надежный и принятый в систему страхования вкладов? Закамуфлируй тот же вклад, назови по-другому и можешь подавать объявления типа «привлекаем инвестиции под высокий процент». А привлечение вкладчиков с использованием элементов многоуровневого маркетинга, «бонусов» - это вообще не преступление.
В общем, каждый владелец личных капиталов должен сам принимать решение связываться с подобными фирмами или не стоит. Но странно, что В. Островский рекламы компании в издании, где постоянно публикуется, не увидел и никак ее не проанализировал.
Лично я не понимаю: если у фирмы все в порядке и в собственности имеются ценные активы (судя по рекламе, они в сумме дороже 1 миллиарда рублей), то почему бы фирме не взять в нормальном банке под их залог обычный кредит под 15-20 процентов годовых, зачем платить втрое дороже «партнерам»? Я не понимаю, как фирма, которая привлекает деньги под 60 процентов в долг (сроком на месяцы), обещает давать средства в долг по собственной ипотечной программе под 13 процентов (сроком на годы)? И кстати, почему 50 процентов «РуБина» оказались «неконкурентными», а тутошние 60 очень даже ничего?
Объявления в газете Смольного показатель как бы официального статуса компании. Грамотный человек, конечно же, понимает что за объявление, помещенное на коммерческой основе, издание ответственности не несет, тем более не несет учредитель издания. Но попробуйте втолковать это какой-нибудь старушке, особенно если она очень не хочет понять эту истину.