Для укрепления своей власти любой политический режим пытается создать картину прошлого, которая оправдывает настоящий порядок вещей. Власть над исторической памятью — залог легитимности правительства эпохи информационной цивилизации. В жарких боях за будущее история используется в качестве одного из наиболее действенных видов оружия холодной гражданской войны.
Геополитическая концепция режима «суверенной демократии»: коварный Запад хочет покорить и уничтожить одну седьмую часть суши с помощью своих агентов под прикрытием оппозиции — подкрепляется множеством «исторических» примеров. Точнее, конспирологическая картина мира изначально воплощается в этих «примерах». Телезрителей, радиослушателей и читателей пичкают рассказами о давних и вчерашних мировых заговорах против России. Мировоззренческое полотно, сотканное из подобных аргументов и фактов, неизбежно проецируется на противников нынешней власти, которым национальный лидер по-отечески рекомендовал «не изменять своей Родине».
Живодеры-большевики и кровавые террористы из «Народной воли» были опорочены в общественном сознании еще в девяностые годы, чтобы обеспечить «голосование сердцем» во время разборок с зюгановскими коммунистами. В третье тысячелетие Россия вступила с единственными «чистыми героями» мятежного толка — декабристами. Поэтому сопротивление путинской «вертикали» происходило в мифодизайне декабристской метафоры мятежа: «декабрист Ходорковский», «декабристы-лимоновцы», «болотные декабристы» и т.д. Неудивительно, что власть с 2005 года обрушила на общество потоки «документальных» фильмов, телевизионных и радио-шоу, бумажных и интернет-публикаций, разоблачающих героев 14 декабря.
Начиная тактическую атаку на декабристский фрагмент исторической памяти, пиар-менеджеры Кремля, вероятно, не задумывались о кардинальных последствиях такого шага. Скорее всего, предпринимая его, они по инерции рассматривали декабристов через ленинскую оптику «трех поколений», в качестве незрелых предшественников матерых политических уголовников конца XIX — начала XX в.
Такой взгляд, утративший актуальность с крахом советского режима, даже в советское время не был единственным. Декабристы — это созданный Герценом «основной миф» русской интеллигенции. Это ее коллективный Христос. Герои-мученики 14 декабря представляют священный образец жертвенного служения образованной части общества народу-страдальцу, материально и духовно обездоленному безжалостным государством. При всех политических и мировоззренческих разногласиях смысловое ядро интеллигенции составляют завещанные декабристами, базирующиеся на приоритете разума ценности проекта Просвещения: образование, наука, искусство.
Поэтому критика герценовских священных рыцарей, предпринятая пропагандистским спецназом Кремля, символизировала разрыв режима не только с вчерашним индустриальным проектом Просвещения, но и с сегодняшним основанным на научном знании проекте информационной цивилизации. Власть, отказавшаяся от опоры на индустриальные и информационные ценности, вынуждена искать «духовные скрепы» в локальном варианте мировой религии аграрного общества.
Выставка «Православная Русь. Романовы», открылась в Манеже в День народного единства 4 ноября 2013 года. Историческая экспозиция, оборудованная в самом престижном выставочном зале страны по последнему слову цифровых технологий, парадоксальным образом должна была продемонстрировать обществу смену духовных вех путинского режима от опытного знания к безусловной вере.
На выставке, повествующей о процветании нашей родины под мудрым руководством самодержцев — верных сынов православной церкви, речь шла и о тех, кто этому процветанию систематически мешал. На одном из стендов, «посвященных оппозиции в ту или иную эпоху», присутствовали и декабристы, целью которых, по словам архимандрита Тихона Шевкунова, «было истребить царскую семью и расчленить Россию». Церковный публицист не счел необходимым приводить хрестоматийные факты по поводу планов дворянской пятой колонны отменить крепостное право и установить конституционное правление. Талантливый ритор, видимо, работал «на слом шаблона» у выпускников советской школы.
Репортер канала НТВ, специализирующегося на разоблачениях современной оппозиции, которую, по утверждениям независимого телевидения Газпрома, подкармливают печеньем в форме доллара, предположительно, «люди из посольства США», свидетельствует, что Тихон поведал своим экскурсантам не только об антигосударственных планах декабристов, но и обнаружил, кому это было выгодно. Оказывается, и «первое поколение» врагов государства Российского получало, со ссылкой на неназванные документы, «финансирование из-за рубежа». Таким образом, доказывается, что российская оппозиция во все времена торговала родиной по сходной цене. Один из блогеров прокомментировал репортаж «центрального ТВ-анала»: «Короче, оказывается (по г-ну Шевкунову) декабристы были практически тем же, чем нынче являются либералы, окормляемые вашингтонским обкомом! Только тогда их "спонсировала" мерзкая Британия! А ведь, послушав такое, молодежь поверит попику и будет считать Пестеля с Рылеевым мерзкими ничтожными людишками! И невдомёк молодёжи, что в первую очередь декабристы боролись за отмену рабства в России!»
Министр культуры Владимир Мединский, у которого на языке часто оказывается то, о чем эффективные менеджеры Кремля предпочитают умалчивать, признался, в чем состоял замысел спецоперации на исторической памяти, проведенной в Манеже: «Польза этой выставки и политическая». По соображениям политической пользы он посоветовал посетить ее, в первую очередь, тем политикам, кто «призывает к митинговости, к тому, чтобы все переделать». Тем самым культурный министр обратил политику в прошлое. Зарубежный журналист обозначил эту проекцию следующим образом: «Мол, сегодняшние оппозиционеры — это вчерашние масоны и цареубийцы». Согласно такому подходу, все, кто, начиная с участников «митинга» на Сенатской 14 декабря 1825 и заканчивая «декабристами» Болотной, хотели «все переделать» в отлаженном до совершенства механизме российской действительности, сознательно выступали против интересов отечества.
Предательскую роль оппозиции прошлого и настоящего отмечает в интервью на фоне экспонатов выставки и протоиерей Дмитрий Смирнов. Согласно его сведениям, опознавательную белую ленточку, оказывается, придумал еще Наполеон. Войдя в первопрестольную, он велел присягнувшим ему представителям московской знати носить ее на рукаве или груди. Двести лет минуло. Но все узнаваемо: Москва, белые ленточки, норковая революция креативной аристократии. История предательски повторяется!
Разоблачение герценовских богатырей, кованных из чистой стали, организаторы экспозиции в Манеже совместили с реабилитацией царских рыцарей плаща и кинжала. «Куратор» (похоже, что в известном по советским временам значении этого слова) выставки Александр Мясников, представляющийся «историком», в ходе одной из экскурсий исполнил, скорее всего, нагруженный «личностными смыслами» гимн внешней разведке Александра I и руководителям тайной полиции Николая I. Согласно историку в штатском, война 1812 года — «единственная война, которую выиграла военная разведка». Победа над Наполеоном была одержана не тарутинским маневром, а благодаря подвигам будущего следователя декабристов А.И. Чернышева и Д.Х. Ливен — родной сестры другого следователя по делу 14 декабря А.Х. Бенкендорфа, впоследствии возглавившего знаменитое III отделение. Руководители Корпуса жандармов — Бенкендорф, «из которого всегда делали пугало и чудище», Дубельт и их подчиненные отличались неподкупностью и непримиримой борьбой с коррупционерами, которые кое-где, порой стремились нарушить поступательное развитие николаевской России.
Разве могли эти подвижники империи, руководимые самодержцами, без лести преданными своему народу, совершать что-либо предосудительное?
В этой связи примечательна ремарка «куратора»: Пушкин, снисходительно именуемый им «дураком», не был, вопреки расхожему мнению, сослан на юг нестрогим, но справедливым императором, которого юный шалопай неуважительно именовал «плешивым щеголем». В действительности, скромный служащий российского МИД был направлен в служебную командировку и даже исправно там «деньги получал» за свой непринужденный труд на лоне цветущей южной природы. В подтексте высказывания находится тезис о том, что и тогда, и сейчас носители верховной российской власти карали и карают своих подданных не за вольные мысли, а исключительно за преступные деяния.
Кто может числиться в друзьях у «дурака»? Разумеется, такие же, как он, недоумки, презрительно именуемые экскурсоводом «ребятишками», перешедшие от безрассудных слов о вольности к мятежу на Сенатской площади. Уже на следующий день после подавления бунта бдительные Чернышев и Бенкендорф установили, что нити от заговора «тянутся на самый верх» правительственной пирамиды империи.
Что сделал «простой военный инженер» (так «куратор» именует императора, взошедшего на трон 14 декабря 1825 года) в этой непростой ситуации? Николай Павлович оказался столь же талантливым мастером стратагем, как и его сподвижники — разведчик Чернышев вместе с контрразведчиком Бенкендорфом. Молодой император назначил покровителей мятежников в состав суда над ними. И те с перепуга «шестьдесят человек решили четвертовать». Император горько посетовал в душе («Господа, вы звери, господа!») тому, как слаб человек. А вслух сказал им: «Вы что с ума сошли? Какое четвертование? Девятнадцатый век на дворе». И велел повесить только пятерых реальных киллеров, которые «хотели извести под корень все романовское племя».
Таким образом, устроители выставки «Православная Русь. Романовы» продемонстрировали с помощью до сих пор секретных и никому неизвестных документов не только разрушительную преемственность российской оппозиции, но и патриотическую миссию различных поколений сотрудников спецслужб. Важность последней «связи времен», несомненно, обусловлена в глазах организаторов экспозиции тем обстоятельством, что выходец из пресловутых «органов» уже второе десятилетие самоотверженно, «как раб на галерах», правит лодкой, которую раскачивают внутренние слуги внешних врагов России.
Символический смысл «декабристского» эпизода телевизионных картинок с выставки гораздо шире своего непосредственного повода. Совместная экскурсия «царя» и патриарха вдоль экспонатов экспозиции, посвященной династии Романовых, недвусмысленно свидетельствует, что светская власть подписала нерасторжимый завет с церковью о том, что отныне РПЦ МП будет выступать в качестве главной «духовной скрепы» режима. Установление нового завета неминуемо влечет расторжение «ветхого» общественного договора. Знак согласия продемонстрированный «духовным сыном» церкви по поводу уничижительных слов экскурсовода в рясе о духовных предках русской интеллигенции символизирует окончательный разрыв власти со светской духовностью проекта Просвещения. Проекта, осуществлявшегося с 1917 года, несмотря и вопреки всем ужасам коммунистического режима, под лозунгом: «Знание — сила». На вечный вопрос: «В чем сила, брат?» — нынешняя кремлевская братва отвечает: «В России можно только верить». Глумливо переиначенная классическая формула произносится с интонацией, в которой глухое «однако» перетекает в визгливое «однозначно».
Сергей Эрлих