«Россия обязательно возродится!» – этот завет дедушки Ельцина в середине текущего лета был исполнен чиновниками в точности по поговорке: заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет… Академики, протестующие против тотальной клерикализации российского общества, видимо, уже опоздали. Поскольку российская власть ныне просто срослась с клерикалами в единое целое. «Исламская революция» аятоллы Хомейни выглядит на этом фоне какой-то жалкой репетицией…
В середине июля на остров Валаам снизошли вдохновенные служители культа «вертикали» – вице-спикер Госдумы Любовь Слиска и карельский губернатор Сергей Катанандов. Если вы полагаете, что эти вроде бы светские политики озаботились какими-то гражданскими делами – вы ошибаетесь с точностью до наоборот. Ибо приземленные проблемы мирян ничуть не тревожат их возвышенный дух… А этот остров они наверняка воспринимают как картинку из одноименного фильма Павла Лунгина – шедевра суверенного «православного возрождения»…
Г-жа Слиска, как известно, славится своей драгоценной религиозностью. А столь набожные люди не нуждаются в рациональном объяснении своих действий… Вот и в данном случае, встретив на острове пикет местных жителей, протестовавших против захвата их собственности смиренными монахами, народная депутатша ничуть не поинтересовалась у этого народа о сути проблемы. Но совершила поступок вполне в духе сказаний о юродивых, – принявшись срывать со стенда требования пикетчиков.
Что тем самым хотела сказать своим избирателям Валаамова ослица… пардон, государственная служащая, тайна сия велика есть…
Другой государственный служащий, Сергей Катанандов, зарубил правду-матку сплеча:
– Светское население должно либо принять правила монашеской обители, либо покинуть остров и переехать на материк.
В общем, если у вас еще остались какие-то иллюзии насчет того, что РФ – светское государство, побыстрее с ними расставайтесь! Если ваши родные места церковь вдруг вздумает объявить своей собственностью – выбор будет однозначен: либо принимайте монашеские правила, либо куда-нибудь переезжайте…
Один из участников Валаамского пикета Дмитрий Синица анализирует эволюцию власти иронической репликой:
– Губернатор Карелии Сергей Катанандов не раз говорил валаамским семьям покинуть остров и переехать в г. Сортавала. Теперь он уже не хочет, чтобы мы спали со своими женами и имели детей, ведь правила монашеской обители как раз и запрещают это делать.
Вот краткая справка об актуальном положении дел на острове:
В поселке Валаам на данный момент проживают 376 жителей.
Все объекты социальной сферы поселка и муниципальный фонд: здание администрации, школа, детский сад, больница, клуб, почта, дровяные сараи, земли подсобных хозяйств и огороды отобраны решениями правительства Карелии и переданы в собственность Валаамскому монастырю.
Весь жилой фонд поселения: дом «Зимняя гостиница» и «Работный дом», переданы в собственность религиозной организации «Валаамский монастырь», зарегистрированной в Санкт-Петербурге. Выданные ранее жителям ордера на жилье и права социального найма при этой сделке не сохранены и оказались недействительны.
К этому можно добавить, что распоряжением карельских властей на Валааме вообще ликвидировано местное самоуправление. Точнее, население поселка административно «приписано» к городу Сортавала, до которого 43 км по Ладожскому озеру. Можно представить, каких затрат времени и денег требует от островитян получение какой-нибудь «справки», без которой никуда в условиях бюрократической «вертикали»...
Весной прошлого года, правда, Верховный суд Карелии вынес решение о восстановлении местного самоуправлении поселка Валаам – но оно до сих пор так и не вступило в силу, так как не утверждено Законодательным собранием республики! Вследствие чего местные жители и приступили к организации пикетов...
Вообще-то, рассуждая по здравому смыслу – почему Законодательное собрание республики должно «утверждать» постановления суда? Казалось бы, если местное самоуправление признано не противоречащим закону – то самоорганизуйтесь, граждане, на здоровье! Но нет – законы в РФ таковы, что без санкции регионального ЗАКСа всякая подобная гражданская самоорганизация провозглашается «самочинной»... В общем, «вертикаль» в действии...
Повлиять на эту «вертикаль», как и положено в клерикальном государстве, могут только «духовные лица». И они влияют... Вот опубликованная на сайте граждан Валаама выдержка из письма руководителя религиозной организации РПЦ МП г-на Ридигера председателю ЗС РК г-ну Левину:
«Что же касается заявлений депутатов от Сортавальского избирательного округа о нарушениях прав граждан пос. Валаам,.. то они субъективны и поэтому не могут быть приняты во внимание...»
Действительно, какие тут «права человека»? Зачем принимать во внимание эти либеральные ереси? Ведь «субъект» для клерикалов один – Господь Бог, а все остальные – его рабы (ну, с некоторыми преференциями для его рясоносных наместников и власти, которая от него же)...
* * *
Отношения между светскими гражданами и церковью на Валааме далеко не всегда характеризовались такой напряженностью. Основанный в средние века монастырь вполне уживался с окружающими его деревнями. Видимо, монахов той эпохи действительно более интересовала духовная жизнь, а не диктование своих правил «оставленному миру»... Не знали они еще, что такое «возрождение России»...
В 1917 году, с провозглашением независимости Финляндии, часть Ладожского озера вместе с Валаамом оказалась в ее составе. Что тогда и уберегло монастырь от разорения советскими «воинствующими безбожниками». Легендарный маршал Маннергейм неоднократно навещал остров и оказывал ему поддержку (впрочем для нынешних «православных возрожденцев» это скорее компромат)... А после Зимней войны, в 1940 году, все население Валаама – и монашеское, и светское – эвакуировалось в Финляндию, опасаясь его доблестного «освобождения» Красной армией. Там, у городка Хяйнавеси, ими был основан «Новый Валаам».
В послевоенные годы на острове возникло сугубо гражданское поселение. Первоначально оно было основано как дом инвалидов войны, но впоследствии разрослось, и к сегодняшнему дню существует уже в нескольких поколениях. И на волне «перестроечного» празднования «тысячелетия крещения Руси» о бывшем монастыре на этом острове вспомнили члены религиозной организации РПЦ МП. Конечно, это созданное Сталиным сергианское митрополитбюро не имело никакого отношения к аутентичному Валааму. Но кто обращал тогда внимание на эти церковные тонкости? Жители острова в 1989 году встречали монахов на пристани хлебом-солью. Кроткие служители культа еще носили овечьи шкуры...
Как тут не вспомнить пророка Розанова?
«И пройдет позитивная пошлость, и настанет христианская. О, как она чудовищна!!! Эти хроменькие-то, это убогенькие-то, с глазами гиен…О! О! О! О! «По-христиански» заплачут...»
О том, что происходило на острове далее, в конце прошлого года подробно рассказал журнал «Профиль». Я прошу прощения за обширные выдержки, но этот текст великолепно иллюстрирует, как «православное возрождение» Валаама выродилось в клерикальный беспредел:
Спустя два года (т.е. в 1991 году – В.Ш.) на остров с однодневным визитом пожаловал Борис Ельцин, и президента так вдохновила монастырская жизнь, что он решил «восстановить историческую справедливость» и передал монастырские здания верующим… вместе с живущими в них мирянами. С тех пор по одним документам островитяне живут в муниципальных квартирах, по другим — незаконно занимают монастырские помещения.
Перемены наступили незамедлительно. Обитатели монастыря приняли указ Ельцина буквально и стали принуждать островитян, вне зависимости от вероисповедания, жить по Закону Божьему. А монастырский устав суров: запрещает не только курение, употребление алкоголя и пользование контрацептивами, но и лов рыбы, сбор грибов и ягод, разведение костров в лесу и много чего еще.
Постепенно братия стала осваивать и сферы, не имеющие отношения к религии. Например, охоту. В свое время отстрелом лосей, которых на Валааме в избытке, занималась специальная бригада, лосятина шла в школу, детский сад и местный магазин. В последнее время служители культа обязанности по подготовке охоты взяли на себя, а отстрел передали… VIP-гостям монастыря.
Таковые прибывают на Валаам постоянно. Последние три года туда ездит и Владимир Путин. На острове даже появилась своеобразная примета: начался сенокос — значит, приедет президент. За несколько дней до его прилета близ монастыря скашивается вся зелень, дабы в ней никто не укрылся. Правда, сам президент, как он много раз признавался, не охотится. Но есть другие. Причем иногда эти «паломники» выходят на лося изрядно подшофе...
Коренные жители неоднократно пытались обратиться за помощью. Но сразу после того, как с острова в администрацию президента было отправлено письмо с просьбой разобраться, начались гонения на мирян. Валаамцы уверены: письмо попало в руки игумена отца Панкратия, который незамедлительно начал политику выселения жалобщиков. Аборигенам предложили либо идти работать в монастырь поварами, разнорабочими, строителями — и в этом случае остаться на занимаемой площади, либо убраться с острова. При этом монахи красочно описали преимущества жизни в монастыре, напомнили о состоятельных спонсорах, делающих богатые пожертвования, в том числе катерами и автомобилями.
Перспектива остаться на улице испугала многих. Обезумевшие от страха валаамцы пошли к игумену, попросились на работу. Но часть жителей предпочла отстаивать права в суде. Скоро за ними закрепился ярлык людей второго сорта. На них указывают пальцем паломникам, якобы они — пьяницы, тунеядцы и безбожники, не захотевшие жить и работать под крылом игумена. Для изгоев монастырь при участии местной администрации построил жилой дом на материке, в небольшом карельском городке Сортавале.
— Те, кто уехал с острова, скоро раскаялись, — говорит бывший заместитель директора Валаамского природного парка Сергей Недошивин. — Люди, у которых прошла вся жизнь на острове, не приспособлены к жизни на Большой земле. Им там просто делать нечего. Кроме того, в Сортавале самый высокий уровень безработицы по региону, поэтому многие решили вернуться на остров.
Для возвращенцев и тех, кто никогда не покидал Валаам, жизнь обернулась адом. В суде одно за другим рассматриваются исковые заявления за личной подписью игумена Панкратия. Настоятель требует обязать аборигенов освободить помещения, переданные монастырю указом Ельцина. Мирянам предлагается съехать. Все равно куда...
С тех пор на Валааме все юридические вопросы, вплоть до прописки, решает игумен монастыря. Недавно у жительницы Валаама Людмилы Пилипчук родилась дочь, но девочку не прописывают на площади матери, вынуждая покинуть остров.
Не так давно валаамцы предприняли новую попытку обратиться с петицией к президенту. «На данный момент все 300 жителей острова, имея государственную прописку в домах, не имеющих отношения к культовым зданиям, оказались по сговору монастырской власти с карельским правительством в фонде религиозной организации монастыря, — пишут островитяне в своем обращении к Путину. — Мы стали бесправными жителями... До их прихода мы жили в современной, развивающейся и большой России с надеждой на справедливость, труд и здравый смысл, с верой в будущее наших детей на этой земле, а теперь оказались в атмосфере царизма, с князьками, захватывающими власть, бизнес и собственность на выпрошенные деньги у нашего государства, олигархов и крупного бизнеса».
Под письмом были подписи чуть ли не половины жителей Валаама. Но и в этот раз бумага пропала по дороге в Кремль...
Сейчас по соседству с дачей патриарха Алексия Второго строится VIP-гостиница «Владимирский скит». Строительство идет за забором и под охраной. Зато другой объект могут увидеть все. В прошлом году у Никольского скита пришвартовалась яхта «Паллада», выкупленная у администрации президента и подаренная монастырю спонсорами. О судне длиной 31 м и стоимостью $4 млн. не раз писали СМИ. По благословению патриарха «Палладу» переименовали во «Всецарицу», правда, старые буквы еще не закрасили. В Ладогу яхта практически не выходит, по словам послушников, дежуривших на пристани, на ней катают VIP-гостей.
Последний раз жители Валаама обратились к Путину во время летней интернет-конференции, спросив: «Почему в стране, где церковь отделена от государства, монастырь всячески притесняет местных жителей?» Увы, и этот вопрос не дошел...
73-летнюю Веронику Молчанову, старейшую жительницу Валаама, пытаются выселить, настаивая на том, что она проживает на территории монастырского комплекса.
— Мой дом был построен в 1967 году, спустя 20 лет после того, как последний монах уехал с острова, — плачет женщина. — Тем не менее игумен настаивает, что одна четвертая часть фундамента дома — остатки монастырского свечного заводика. По этой причине меня выселяют.
* * *
...Многие библейские сюжеты далеко не одномерны. Так, упрямая Валаамская ослица может символизировать не только упомянутую в начале статьи персону – этот символ имеет и вполне позитивный смысл. Только соотносить его надо уже с совсем другими персонажами... «Валаамовыми ослицами» иногда называют тихих, молчаливых людей, которые вдруг неожиданно смело возвышают голос в защиту своего мнения.
Это как нельзя лучше характеризует валаамских активистов, которые ведут ныне решительную борьбу с государственным клерикализмом. Очень показателен лозунг на их сайте: Поселок ВАЛААМ: 900 ЛЕТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Он явочным порядком продолжает старательно забытые времена вольной Новгородской республики...
И это – совсем иное возрождение, чем то, которое сусально проповедуют попы и чиновники. Не рейдерская реставрация, но гражданская революция. Самая опасная для режима, обрядившегося в «традиционную» фофудью…
(Оформление - картина Харменса ван Рейна Рембрандта "Валаамская ослица")