АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Среда, 25 декабря 2024 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Китайский прищур русского  «Яка»
2009-12-09 Алексей Рафалович
Китайский прищур русского «Яка»

Очередные строгие указания российских властей по части подъёма отечественной авиационной промышленности привели к существенному успеху авиапрома Китая. За очень короткое время китайцы (в разгар мирового экономического кризиса!) представили в Объединенных Арабских Эмиратах на крупнейшей в регионе аэрокосмической выставке Dubai Air Show-2009 свой новый самолет L-15, представляющий почти точную копию нашего Як-130. Поскольку никаких решений о продаже «Яка» в КНР или развертывании там его производства не принималось, остается предполагать, что наши военно-промышленные бароны сделали это в обход действующего законодательства, вероятно, за изрядную мзду от китайских товарищей.

История Як-130 началась еще в советские времена, когда военно-воздушные силы заказали учебный самолет, на смену устаревшим чехословацким L- 39. Развал Советского Союза оставил проект без финансовых ресурсов, и правительство РФ распоряжением №ГХ-П10-49047 от 17 декабря 1992 года дало добро на сотрудничество с итальянской фирмой Aermacchi. Итальянская сторона должна была обеспечить финансирование проекта, маркетинговые работы по продаже самолета на европейском рынке и совместную адаптацию самолета к западным требованиям, но вскоре ФГУП «Промэкспорт» захватил герой наших прошлых публикаций старый друг Путина Сергей Чемезов. С ним пришла замечательная гоп-команда, ранее успешно приторговывавшая советской загрансобственностью в ведомстве незабвенного Пал Палыча Бородина.

За короткое время показатели «Промэкспорта» резко пошли вниз, работа была, по сути, провалена, и Чемезову понадобилось как-то выравнивать ситуацию. На этом фоне проталкивается решение о фактической продаже проекта Як-130 в пользу итальянской стороны по откровенно заниженной цене, да еще и за счет российского бюджета. Чемезовцы готовят и пропихивают через контрольные структуры Контракт о промышленном сотрудничестве РЕ/93800720207 между итальянской и российской стороной. Контракт практически направлен на увеличение конкуренции по продаже самолетов для российских разработчиков и производителей, участвующих в программе создания учебно-тренировочного самолета, со стороны итальянской фирмы Aermacchi, входящей в итальянскую промышленную группу Finmeccanica. Стоимость контракта, по которому итальянской стороне передано фактически готовое изделие составляет всего 77 миллионов долларов, хотя стоимость аналогичной разработки в реальных рыночных ценах составляет не одну сотню миллионов «зеленых». Учитывая, что Чемезов и компания - не новички в зарубежном бизнесе, подобная стоимость, за которую была продана новейшая российская разработка, позволяет усомниться, что в сделке не присутствовала дополнительная часть платежа, но естественно уже наличными на какие-нибудь другие счета. В любом случае российской авиационной промышленности, нанесли существенный урон путем создания конкурирующего проекта в Италии.

Поскольку Як-130 по техническим характеристикам превосходил западные аналоги (так как разрабатывался в 90-х годах на базе последних достижений авиационной науки и техники), Россия на указанном сегменте рынка имела отличные перспективы. По различным экспертным оценкам потенциальная емкость рынка учебно-транспортных самолетов на период до 2025 года может составить от 800 до 1200 самолетов. При средней конкурентоспособной стоимости на уровне 10-12 миллионов долларов речь могла идти об объеме продаж в 9-12 миллиардов баксов.

Однако в результате очередных «приключений в России» все пенки сняли итальянцы. Позиционируя нашу разработку под своим названием М-346, они имеют очень хорошую перспективу, так как, по сути, этот самолет является единственным представителем нового поколения учебно-тренировочной авиации. В дополнение к итальянским воздушным силам, которые планируют закупку М-346 и Объединенных Арабских Эмиратов, которые выбрали этот самолет и начинают переговоры с итальянцами по поставке, Aermacchi активизировало работу на таких перспективных рынках, как Сингапур, Саудовская Аравия, Индонезия, Эквадор, Катар, Греция и Чили. Продвигать новую программу обучения пилотов на базе М-346 итальянцы планируют также в Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Греции и других странах Европы. Они получили все что хотели, облапошив по полной программе РФ, но почему бы и нет? Ежели российские деятели сами за долю малую дали облапошить любимую родину - грех не воспользоваться!

Таким образом, деятельность команды Чемезова времен управления ФГУП «Промэкспорт» нанесла российской авиационной промышленности колоссальный и уже непоправимый урон. Однако, как бы в награду, в том числе и за этот сомнительный успех, дают возможность другу премьер-министра сначала проглотить ФГУП «Росвооружение», а потом отдают на откуп львиную долю российской оборонки, запихав ее в сомнительные «Ростехнологии».

Проблемы Як-130 на этом не кончились. Далее отличился земляк Чемезова – Алексей Иннокентьевич Федоров, по кличке Иннокентич. Сперва, всеядный Иннокентич прихватизировал несколько зданий ОАО «ОКБ имени А.С.Яковлева». Затем он принялся за переброску серийного производства самолета Як-130 с нижегородского «Сокола» к себе в Иркутск, да видимо с географией у него не лады. Вот и развернули производство нашего «Яка» у китайцев, да так быстро и удачно, что китайцы презентовали этот самолет под своим названием L-15 аэрокосмической выставки Dubai Air Show-2009 и готовятся поставлять его Украине. По информации знающих людей, бригада от Иннокентича работала в Китае с полной отдачей, что и обеспечило разворачивание производства в самые сжатые сроки. Кроме использования услуг российских специалистов, предприимчивые китайцы предусмотрительно заказали на Украине разработку более продвинутого форсированного двигателя АИ-222К-25Ф тягой до 4200 килограммов. В результате, мы в очередной раз получили конкурирующий проект, а точнее по традиции создали его своими руками.

Можно сколько угодно плакаться о неправильной конкуренции со стороны КНР, но какой смысл это делать, если китайский военно-промышленный комплекс создается руками российских проходимцев? Проблема именно в этом, а не в хитроумных китайцах которые быстро поняли, что небывалый разгул коррупции и пофигизм действующей российской власти – это их шанс в модернизации оборонной промышленности малыми затратами. И шанс свой, судя по всему, не упускают.

Алексей Рафалович

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Дефективный менеджмент
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
23.12.2024 Юрий Нерсесов
Их нравы. Тремя явлениями можно любоваться бесконечно: горящим огнём, текущей водой и глумлением Владимира Путина над своими пропагандявками. В данном случае - над теми, кто десять лет назад истошно верещали, что нельзя воевать на Украине, потому что мы не готовы (армия не перевооружена, экономика не перенастроена, карточки «Мир» не отштампованы).

22.12.2024 Юрий Нерсесов
Политический зоосад. Открыто объявить успех Кэлина Джеорджеску происками Москвы так и не удалось. Зато создан прецедент, позволяющий отменять любые выборы под надуманными предлогами, и он, несомненно, будет использован. Если конечно не сработают иные, столь же мошеннические технологии.

14.12.2024 Юрий Нерсесов
Их нравы. Внезапно назначенный главой администрации Курской области депутат Госдумы от «Единой России» Александр Хинштейн получил удар с неожиданной стороны. Прифронтового губернатора атаковали из рядов команды бывшего коллеги – думца из «Справедливой России» Анатолия Вассермана.

27.11.2024 Андрей Дмитриев
Россия и Европа. На президентских выборах в Румынии лидирует политик, который выступает за союз с Россией. Такие заголовки появились в СМИ. Сенсация! Тем более, никто не предполагал, что независимый кандидат Кэлин Джеорджеску выйдет на первое место. Неужели в Бухаресте придет к власти местный Виктор Орбан или Роберт Фицо?

24.11.2024 Юрий Нерсесов
Властители дум. Историк Евгений Спицын сурово раскритиковал покойного писателя Виктора Астафьева, назвав его «подонком» и «гнидой». Соответствуют ли эти определения действительности? Если исключить версию о том, что в последние годы жизни Виктор Петрович являлся впавшим в маразм алкашом, – безусловно.

19.11.2024 Николай Волынский
Литература. Никакой Украины у Сенкевича – ни Восточной, ни Западной – нет. Иногда такое название, правда, встречается, но вперемежку с «Украйной», как у Гоголя, и только для обозначения окраины России. Левобережье у Сенкевича – Заднепровье, и это понятно. Его южная часть – Дикое Поле. А все остальное, включая Правобережье, все это у Сенкевича – Русская сторона.

15.11.2024 Юрий Нерсесов
Литература. Книги писателя Михаила Первухина особым спросом не пользовались, но вышедший сто лет назад роман «Пугачёв – победитель» многократно переиздавали уже в наши дни. Целясь в большевиков, Первухин попал прямо в героев «лихих 90-х», да и последующих годов тоже.

5.11.2024 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. «Мягкая сила» московских пиарастов оказалась голимой туфтой. Вопрос: кто ответит за то, что этот цирк не принёс никаких политических результатов, остаётся открытым.

4.11.2024 Юрий Нерсесов
Война и мир. Кремль стерпел включение в состав НАТО восточноевропейских и прибалтийских стран, но лай в Грузии и на Украине чашу терпения переполнил. Потому можно только гадать, какова будет его реакция, если американские базы появятся в Армении, а с них в российское Закавказье начнут залетать беспилотники.

20.10.2024 Юрий Нерсесов
Литература. Кто только не писал в первые годы советской власти о грядущих мировых войнах и пролетарских революциях. Однако опередил всех поэт и пропагандист Демьян Бедный. В отличие от книг Толстого и Катаева, никаких технических чудес в поэме «Царь Андрон» нет, зато её персонажи – в большинстве политики того времени, – действуют в иной реальности чрезвычайно убедительно.