2009-01-14
Анна Александрова
Мартышка Бондарчук и очки Стругацких или много шума из ничего
«Обитаемый остров» Федора Бондарчука многие ждали с нетерпением. Последний раз такой промоушен был, пожалуй, вокруг «Ночного дозора» Тимура Бекмамбетова. Да и бюджет почти в 40 млн. долларов звучал многообещающе. Однако, если Бекмамбетов экранизировал Сергея Лукьяненко, то и спрос с него был соответствующий: ну, кто лет через 30 вспомнит о Лукьяненко с его «…дозорами»? Бондарчук же взялся за классику, поэтому с него надо драть три шкуры, хотя «Обитаемый остров» Стругацких выдающимся романом писателей можно назвать лишь с большой натяжкой. Впрочем, на вкус и цвет, как известно…
Экранизируя «Обитаемый остров», Бондарчук, как минимум, должен был осознавать, сколько камней посыплется в его сторону. Примерно в такой ситуации оказался Владимир Бортко, блестяще снявший «Собачье сердце» и бездарно – «Мастера и Маргариту».
Вообще-то опыт экранизации Стругацких есть, и он достаточно приличный. Речь идет о «Сталкере» Андрея Тарковского, «Гадких лебедях» Константина Лопушанского и о «Трудно быть богом» Питера Фляйшмана. От «Обитаемого острова» они отличаются четкой режиссурой, сохранением духа книги, по которой экранизировались, и выраженной авторской мыслью.
Условно зрителей можно разделить на тех, кто читал роман, и на тех, кто не читал. Читавших жалко больше – им есть, с чем сравнить. Пусть даже в своих интервью Бондарчук и говорил, что снимает свой мир Стругацких, читавший зритель все равно сравнивал фильм с книгой и ожидал погружение вовсе не в фантазии Федора Бондарчука. Тем более, как оказалось, они весьма посредственны. Правда, не читавших тоже жаль - они мало чего поняли из всего повествования (например, смысл ругательства «Массаракш» на протяжении почти всего фильма мог остаться загадкой для зрителя). Или поняли, что писатели Стругацкие пишут огламуренные фантастические боевики. Причем весьма ординарные.
Вся заявленная авторами фантастичность сюжета сводится к тому, что герой прилетел на планету на космическом корабле, похожем на кальмара. А дальше к жанру фантастики относятся только сверхчеловеческие способности Максима.
Что мы имеем в «Обитаемом острове»? Главный герой – Максим Каммерер – кудрявый блондин, мечта юных глуповатых барышень и гомосексуалистов, который лучше бы смотрелся в рекламе отбеливающей зубной пасты. (Кстати, по книге, у главного героя темные волосы). Весь фильм он улыбается, к ослепительной белозубой улыбке и сводится вся актерская игра Василия Степанова. И это понятно: актеру нечего играть. Бондарчук не дал никакой задачи и характера герою Степанова. Поэтому смотреть на него, как минимум, скучно. Он не меняется ни когда у него случается любовь с Радой, ни когда он понимает, что жителей планеты обманывают, а выродки на самом деле ведут праведную борьбу с режимом. У Максима нет никакой цели, он слоняется по планете и оказывается как бы нехотя втянутым в местные разборки. При этом он с легкостью демонстрирует свои нечеловеческие способности в эпизоде нападения на Раду в городе. Смысл затянутой экранной драки, по всей видимости, сводится к тому, что показать: наш Максим не хуже Нео из «Матрицы». Однако Максим-Нео если и вызывает симпатию, то никакого сопереживания – точно.
Другие герои тоже мало блещут актерскими дарованиями. Совершенно бесхарактерной получилась Рада Юлии Снигирь. О ней нечего сказать после просмотра фильма. Комичен и корчащийся в судорогах Федр Бондарчук. Совершенно неорганична Анна Михалкова в роли Орди, которую, по меткому выражению какого-то критика, наградили внешностью Валерии Новодворской в молодости и излишней прямо-таки театрализованной истеричностью, которая хороша на сцене, но не на экране. Честное слово, зачем накладывать тонны грима на блондинку с чисто славянской внешностью Михалкову, весьма, кстати, посредственную актрису, если можно сразу взять на эту роль более подходящую актрису?
Но самая идиотская затея авторов - саундтрек. "Очевидно, что для создания музыкального материала к этому амбициозному кинопроекту (бюджет 36,5 млн долларов) требовалась особенная музыка и инструменты, имеющие реальную историческую ценность", - хвастается сопродюсер кинокартины Сергей Мелькумов.
И за 500 тысяч долларов арендовали гитары The Police, The Beatles, The Rolling Stones, Black Sabbath и Led Zeppelin и даже пытались привлечь к работе известного композитора Ханса Циммера. Непонятна, правда, зависимость качественного саундтрека от владельца инструментов, на котором он писался. Но дух великих музыкантов Бондарчуку вряд ли помог, потому что выдающегося саундтрека в фильме так никто и не услышал.
В общем, Федора Бондарчука можно сравнить с небезызвестной мартышкой из басни Ивана Крылова «Мартышка и очки»:
…Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
На самом же деле книга Стругацких – это богатый материал для экранизации со множеством смыслов и нюансов. Поэтому фильм можно было снять о многом: о борьбе людей за свободу, об ответственности за судьбу народа. Может быть, Бондарчук претендовал на антиутопию, но получились приключения голубоглазого блондина. Да и какую антиутопию можно спрашивать с координатора по культуре "Молодой Гвардии "Единой России"?
На что грохнули 40 млн. долларов, если даже спецэффекты не смогли нормальные сделать? Видимо на гонорары самому Бондарчуку и другим актерам.
Вторая часть фильма выйдет в апреле и, судя по всему, у нее будет гораздо меньше зрителей, чем у первой. Потому что кроме хорошего литературного материала, ярких актеров (Сергей Гармаш, Алексей Серебряков, Гоша Куценко) и кучи амбиций, неплохо бы иметь хоть чуточку режиссерского таланта. Так что, Федор Сергеевич, покиньте профессию или верните деньги зрителю!