ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Среда, 25 декабря 2024 | » Расширенный поиск |
2023-10-19
Вячеслав Всеволожский
Выиграть за Россию. Часть вторая
Слабое место НАТО – океанские коммуникации Нынешнее, кажущееся безвременье наполнено мощной интеллектуальной работой в лагере патриотической оппозиции, да и всех неравнодушных к судьбе Родины людей. При этом «убаюкалки» и «оправдалки» кремлевского агитпропа перестают действовать даже на не сильно искушенную публику. В обществе активно растет понимание того, к чему ведут систематическое ничего не делание и договорняки с противником. Применительно к теме данной статьи хотел бы отметить многочисленные материалы Максима Калашникова много лет с исключительной настойчивостью продвигающего идею роботизированной дроновой войны («Роботы для победы»), в том числе и на море («Почему РФ все больше отстает в роботблице»), а также материалы Андрея Митрофанова на «Военном обозрении» («При затягивании СВО») и «Уничтожение боевых кораблей ВМС Великобритании»). Почему материалы о современных (в особенности дроновых) методах морской войны важны в контексте рассматриваемой темы? Потому что логическим итогом всех вышеизложенных соображений является вывод о наиболее эффективных способах и месте нанесения планируемого удара. К моменту закономерного финала СВО Россия будет находиться в такой ситуации, когда ей потребуются наиболее дешевые и быстро создаваемые типы вооружений, которые можно будет немедленно и в массовом количестве пустить в дело. Это будет основное условие, диктующее выбор способа нанесения удара. К тому же характер неофициальной войны сведет к минимуму возможности по использованию военной инфраструктуры ВС РФ, прежде всего носителей вооружений. Поэтому такое оружие должно быть пригодно к использованию с помощью переоборудованных носителей из объектов гражданского назначения. Вот здесь идеи Калашникова, Митрофанова и многих других пишущих о применении и развитии технологии воздушных и морских дронов будут иметь исключительное значение и практическую реализацию. Говоря об «ударе» автор подразумевает разноплановые операции о возможных вариантах, которых он уже писал («О перспективах»). Вообще бить надо везде, где можно достать врага. Однако нельзя не сказать и том какому варианту операции по мнению автора следовало бы отдать предпочтение. Если руководящей идеей является нанесение максимального ущерба экономике западного (прежде всего англо-американского мира), то здесь мы неизбежно приходим к тому же выводу к которому пришли германские адмиралы Первой и Второй мировых войн: «По прошествии трех с половиной лет войны мы привели великую морскую державу на грань поражения в битве за Атлантику — и это имея только половину от требуемого числа подводных лодок!» (К. Дёниц «Десять лет и двадцать дней. Воспоминания главнокомандующего военно-морскими силами Германии»). Почему именно Атлантика? А потому, что сколь бы ни был виртуален мир финансов, он напрямую зависит от реальных экономических процессов и прежде всего от товарообмена. Простейший пример: «бумажные» нефть, цветные металлы, зерно и прочие ценности котируемые на бирже — это всего лишь расписки о поставке данных товаров к определенному сроку по определенной цене. Соответственно, их покупают, принимают в заклад, совершают с ними другие операции лишь до тех пор, пока есть уверенность, что в конечном итоге товар, указанный в расписке будет поставлен на оговоренных в ней условиях. Это фундамент системы спекуляций любыми материальными ценностями – выньте его и система рухнет! При этом трансатлантический морской путь между США и Европой - основной маршрут поставки товаров в западном мире. На долю Атлантического океана приходится ок. 3/5 грузооборота мирового судоходства (БСЭ «Атлантический океан»). По данным Евростата по итогам 2022 году на морские перевозки в ЕС в стоимостном выражении приходилось 46% товаров, в количественном значении эта доля составила 74%. (Международная торговля ЕС по видам транспорта в 2022 г.). Основная часть потребляемого Евросоюзом сырья (особенно после санкций против России) поступает именно этим путем. Ежедневной через пролив Ла-Манш проходят до 500 кораблей и в основном это трафик из Атлантики (Морские торговые пути: 9 главных артерий мировой торговли). Общая доля международных перевозок морем в Соединенных Штатах достигает в разные годы 85-90%. Причем указанная цифра справедлива в равной степени и для импорта, и для экспорта (Морские перевозки из США в Европу. Полагаю, изложенного вполне достаточно для обоснования той мысли, что если где и наносить удар по экономике Запада, то именно в Атлантике - здесь мы сможем добиться максимального эффекта. Автору тут могут обоснованно возразить, что мы имеем дело с блоком НАТО, который традиционно считается сильнейшим именно в области военно-морских сил. О состоянии же нашего ВМФ лучше не поминать всуе, после недавней передислокации Черноморского флота из Крыма в Новороссийск и Абхазию. Итак, мыслимо ли искать стратегического успеха на «заднем дворе» у врага, где он сам считает себя неуязвимым? «Предлагать такие вещи могут только сумасшедшие», - примерно так и ответил римский сенат Сципиону на его предложение снять войска из Италии, где стоял Ганибал, и морем перебросить их под Карфаген. Правда дерзкому юнцу милостиво разрешили предпринять экспедицию за свой счет и даже предоставили для этого два неполных легиона штрафников, охранявших оккупированную Сицилию (всё равно действовал закон, запрещавший этим солдатам возвращаться в Италию). Причем мудрость и щедрость отцов-сенаторов простиралась до того, что Сципиону разрешили пополнить эти легионы всеми, кто добровольно согласился присоединиться к его безумной затее! (Б. Лиддел-Гарт «Стратегия непрямых действий», гл. Римские войны – Ганнибал, Сципион, Юлий Цезарь). Результат действий этого древнеримского ЧВК известен – он повернул историю античного мира. Конечно, найдется немало доводов против изложенной идеи. Возможно, будут и дополнительные доводы «за». Автор приведет лишь некоторые общеизвестные факты, над которыми стоит задуматься, особенно в свете нашего собственного опыта на Черном море: 1. Украинский ТВД имеет протяженность по фронту около 1200 км. Спутниковая группировка НАТО плотно контролирует как саму линию боевого соприкосновения, так и наши глубокие тылы – неоднократно доказано, что в режиме реального времени отслеживаются перемещения войск в глубине 200-300 км. Иными словами, НАТО осуществляет круглосуточный контроль за ТВД площадью около 360 тыс. кв. км. При этом акватория интенсивного судоходства в Атлантике между Америкой и Европой занимает более 30 млн. кв. км, по которой ежедневно перемещаются 12-15 тыс. крупнотоннажных кораблей. Смогут ли спутники НАТО столь же эффективно контролировать территорию в 100 раз большую чем российско-украинский ТВД – вопрос открытый. 2. Но даже если и смогут, то одних разведданных для контроля за территорией недостаточно. Потребуется физическое присутствие ВМС в угрожаемых пунктах и конвоирование кораблей. 80 лет назад эта задача была решена силами 3000 кораблей и 2700 самолетов союзников, действовавших на трансатлантическом маршруте, при том что им противостояли всего 130 немецких подводных лодок (Битва за Атлантику). 3. Численность кораблей в ВМС стран НАТО в настоящее время: США - около 290 кораблей, Франция – 180, Великобритания – 119, Италия – 56 кораблей, Турция – 39 кораблей, ФРГ – 68, Испания – ок. Боевых 60 кораблей. Таким образом, со всеми прочими сателлитами наберется порядка 1000 кораблей на все моря. При этом нужно учесть, что значительная часть этих кораблей небоеготова т.к. находится на различных стадиях ремонта, причем проблема ремонта носит в ВМС НАТО хронический характер (Япония и США рассматривают вопрос о ремонте). И даже в критической ситуации далеко не все боеготовые корабли НАТО смогут присутствовать в Северной Атлантике, оголив другие направления. Скажем, Тихий океан для безопасности США имеет исключительное значение. Именно здесь янки несут постоянную охрану Тайваня и Южной Кореи, само существование которых зависит от американского военного присутствия. Да и союзники англо-американцев вряд ли согласятся полностью оставить без морской защиты собственные берега, отдав все во имя интересов Лондона и Вашингтона. 4. Первое кругосветное плавание морского дрона успешно состоялось еще четыре года назад. Дрон прошел жесточайшее испытание, будучи направлен в центр урагана, и не просто выстоял но и успешно передал оттуда видео (Saildrone, лодки-роботы. Таким образом, извечно фатальный вопрос базирования и изолированности от мирового океана российского ВМФ для дронового флота снимается сам собой. Дроны могут быть запущены в любой точке мирового океана за сотни и тысячи километров от места предполагаемой атаки с использованием в качестве носителя практически любого торгового корабля под нейтральным флагом. Что нам наглядно и продемонстрировали «партнеры Путина» на Черноморском ТВД. И если на Черном море морские дроны смогли создать реальную угрозу военным кораблям, то на Атлантическом ТВД их основной целью станут танкеры, газовозы, балкеры и контейнеровозы - корабли водоизмещением от 50 000 до 250 000 т. и скоростью хода от 14 до 25 узлов — далеко не самая поворотливая и быстроходная мишень. Разумеется автор понимает, что даже при исключительно успешном начале такой операции, западные страны рано или поздно сумеют многократно нарастить своё военное присутствие в Северной Атлантике и возьмут ситуацию под контроль. Но в том-то и залог успеха планируемой операции, что её цель изначально должна быть реалистичной. Никто и не говорит о том, что мы должны пытаться как немцы полностью блокировать торговлю между Америкой и Европой. Нам достаточно будет лишь дезорганизовать её. Сколько времени потребуется НАТО, чтобы создать мощный конвойный флот? Скорее всего на это уйдут многие недели или даже месяцы — срок запредельный для бирж. За это время они гарантированно «лягут», а бумажные активы банков и хедж-фондов превратятся в пыль, запустив «эффект домино» мирового экономического краха. То, что сегодня западной элите кажется «лучшей инвестицией», завтра станет причиной её банкротства. Завершить наши размышления хотелось бы выводом, который принадлежит человеку в годы обеих мировых войн входившему в состав британского правительства, в т.ч. в должностях первого лорда адмиралтейства и премьер-министра: «Битва за Атлантику была доминирующим фактором на протяжении всей войны. Ни на одну минуту мы не могли забыть, что все происходящее в других, самых разных местах — на суше, на море и в воздухе — зависит от ее исхода, за ней мы следили каждый день с неослабевающим вниманием, переходя от надежды к отчаянию…Атаки немецких подводных лодок были худшим из зол. Будь немцы мудрее, они бы поставили на них все.» У. Черчилль «Вторая мировая война». Вячеслав Всеволожский |
|