2022-07-16
Борис Костин
Комитет по культуре против блокадного футбола
Всякое переживала Россия. В окружении недружественных государств доводилось нашему Отечеству испытать и наглый милитаристский натиск, и на дух неприятие «особой стати», и подлые уколы исподтишка, которые лишали страну на долгие годы участия в европейской и мировой общественной жизни. Но чтобы объявить бойкот русской культуре, занести в так называемые черные списки имена гениев музыки Чайковского, Глинки, Рахманинова, писателей-мыслителей Толстого и Достоевского, необходимо до усрачки налопаться белены.
Я человек военный и категорически считаю, что, прежде чем начать спецоперацию по оказанию помощи народу Донбасса, необходимо было очистить авгиевы конюшни в собственном государстве, а особенно проверить на вшивость тех, кто заправляет российской культурой, в частности, в культурной столице России.
Если «коллективный Запад», погрязший в половых извращениях, понять всё-таки можно (ну, не рождаются у них, хоть в доску разбейся, на ложах любви современные гении, подобные Шостаковичу, Прокофьеву и Свиридову), то логику членов конкурсной комиссии, созданной распоряжением Комитета по культуре Санкт-Петербурга, как говорится в народе, без пол-литра не уразуметь.
Всякий знает, что музыка бывает либо хорошей, либо никудышной, не воспринимаемой на слух. Хорошая музыка, независимо от жанра, как правило, надолго остается в памяти поколений и ее звучание вызывает у слушателей теплые сердечные чувства и эмоции. Но оценивать восприятие музыки в абстрактных баллах — верх идиотизма и невежества.
Однако этот пресловутый усредненный балл решил судьбу уникального литературно-музыкального представления «Все на матч!». Посвящено оно 80-летию легендарных футбольных матчей в блокадном Ленинграде. Тогда, в 1942 году, город на Неве доказал всему миру, что даже в самые тяжкие дни фашистской блокады музы не молчали, а спортивная жизнь оставалась, как и в мирные дни, подлинной отдушиной в напряженных трудовых буднях.
Организаторы мероприятия не случайно избрали жанр литературно-музыкального представления, в котором удачно соединились исторические экскурсы, стихи, музыка, танцы. Однако такой популярный жанр явно незнаком председателю Комитета по культуре, ибо в подписанном им Извещении о проведении конкурсного отбора на предоставление в 2022 году субсидий (от 07.04.2022) такой жанр по чиновничьему недоумию не прописан, что позволило членам конкурсной комиссии судить и рядить о творческом проекте «Все на матч!» по формуле «Три П» (т. е. пол, потолок, палец).
Показать представление планировалось в канун Дня памяти и скорби, 21 июня сего года. На просьбу о сотрудничестве в реализации откликнулись Губернаторский симфонический оркестр, один из лучших музыкальных коллективов Петербурга, и руководство Дворца искусств Ленинградской области. Желающих посетить мероприятие оказалось множество. Среди них и дети Блокады, и ветераны спорта, и родственники футболистов, которые состязались 31 мая и 7 июня на полях стадионов «Динамо» и ЛМЗ, курсанты и студенты спортивных вузов и многие другие. Но заявка на государственную поддержку, которую в Комитет по культуре подала Санкт-Петербургская общественная организация ветеранов боевых действий «Инвалиды войны», членом которой я являюсь, безосновательно была отвергнута.
Мне, рожденному в годы войны, доводилось слышать из уст тех, кто был зрителем на этих футбольных баталиях, следующую фразу: «Жив футбол — жив и город». Отказав нашей ветеранской организации в финансовой поддержке на создание и исполнение литературно-музыкального представления «Все на матч!», члены конкурсной комиссии, возглавляемой председателем Комитета по культуре Ф. Д. Болтиным, по сути плюнули в светлую память о Блокаде, а более оскорбили тех, кто своим творчеством доказал преданность советскому спорту. Смело могу сказать, что равных по таланту и патриотизму Ольге Берггольц, глашатаю беспримерного героизма и мужества ленинградцев, Дмитрию Шостаковичу, к слову, страстному болельщику, Анатолию Новикову, «Футбольную песенку» которого распевала вся страна, Александре Пахмутовой, которая возвеличила в песнях тренерский труд, Исааку Дунаевскому, который в одной из своих песен утверждал, что «не только ноги нужны в футболе, нужна в футболе, между прочим, голова», — в конкурсной комиссии Комитета по культуре нет и в таком виде она не имеет права на существование.
Состав конкурсной комиссии 2022 года можно при желании найти на сайте Комитета по культуре. Однако самое паршивое в этой истории запретительства целого пласта вдохновенной музыки, посвященной спорту как феномену общественной жизни, то, что наш творческий проект был поддержан Комитетом по культуре в лице заместителя председателя С. А. Молдованова, председателем Комитета по социальной политике Е. Н. Фидриковой; описание представления, прежде чем попасть в План проведения городских мероприятий, посвященных Дню памяти и скорби, было согласовано с Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности, затем попало на стол к вице-губернатору Б. М. Пиотровскому. 17 июня План мероприятий появился на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга.
На мой взгляд, в системе документооборота, да и в самом подходе к оценке творческого проекта «Все на матч!» сложилась парадоксальная ситуация, при которой исполнительные органы государственной власти: комитеты, вице-губернатор, губернатор оказались бессильными перед общественным коллегиальным органом, беззастенчиво присвоившим себе право казнить либо миловать. Этим господам, протирающим штаны на заседаниях конкурсной комиссии, хотелось бы напомнить, что в условиях проведения специальной военной операции на Украине русская культура — в одном ряду с воинами Российской армии, и возглавлять ее должны люди, искренне радеющие за судьбу Отечества и доказавшие своим подвигом преданность России.
Щедрая рука дающего отвалила на ублажение зарубежной орды, которая должна была прибыть в Петербург на отмененный финальный матч Лиги чемпионов аж 288 миллионов рублей! Чтобы потратить их на нужды детского спорта, сбережение памяти и просветительство юных душ требуется средоточие ума и воли. Найдутся ли эти качества у власть предержащих — вопрос далеко не праздный.
Глубоко сомневаюсь, что околокультурную шоблу тронет моя статья и она обольется слезами о содеянном, а потому, чтобы мой голос не остался гласом вопиющего в пустыне, прошу считать статью обращением в Прокуратуру Санкт-Петербурга и в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Ветеран ВДВ, писатель, заслуженный работник культуры РФ Борис Акимович Костин