ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Вторник, 24 декабря 2024 | » Расширенный поиск |
2008-05-16
Борис Вишневский
Приватизация прибылей, национализация убытков
Зачем нужны госкорпорации? Ответ у большинства независимых экспертов один: для сохранения контроля «друзей Путина» (именно они находятся во главе этих структур) даже и после его ухода с поста президента за ведущими отраслями экономики и финансовыми ресурсами. 12 мая, во время первого визита Владимира Путина в Петербург качестве премьера он посетил «Адмиралтейские верфи» - бывшее ФГУП (федеральное государственное унитарное предприятие), которое его мартовским указом (изданным еще в статусе президента) включено в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Туда же, - с аналогичной сменой статуса ФГУП, - включены другие питерские предприятия «оборонки»: ЦКБ «Алмаз», ЦКБ «Рубин», КБ «Малахит» и Средне-Невский судостроительный завод. По сути, «ОСК» становится еще одной государственной корпорацией – структурой, которым в 2008 году из федерального бюджета выделено почти 14% его расходной части (920 миллиардов рублей). А под деятельность планируемых госкорпораций запрашиваются уже триллионы рублей. При этом юридически конструкции госкорпораций и ОАО со «100-процентным государственным участием» (что вовсе не значит получение государством 100% их прибыли) крайне сомнительны: они легко позволяют «уводить» от государства значительные бюджетные средства и федеральную собственность. Да и полезных результатов работы госкорпораций пока что не наблюдается. Более того, один скандал следует за другим… Понятие «государственные корпорации» появилось в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» в 1999 году. Но реально такие корпорации начали создаваться (причем, одна за другой) в 2007-2008 годах. Тогда и вспомнили об особенностях их правового статуса. В указанном законе прописано, что государственной корпорацией признается «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций». О создании каждой госкорпорации принимается отдельный федеральный закон. При этом «имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации». Заметим, не государственной собственностью – а собственностью госкорпорации. Две большие разницы: если в государственных акционерных обществах (таких, как «Газпром», «РЖД», РАО ЕЭС и другие) государству принадлежит хотя бы пакет акций, то в госкорпорациях государству не принадлежит вообще ничего. Соответствующие средства являются государственными, а собственность — федеральной только до момента передачи их в корпорацию. Так что, слово «государственная» в их названии – лишь дымовая завеса. Далее, закон устанавливает, что «государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации». Наконец, госкорпорации не могут быть признаны банкротами, и на них не распространяются общие правила контроля за НКО. Они не обязаны предоставлять никакие отчеты (в том числе, финансовые) многочисленным контролирующим органам, что является «бичом» для обычных НКО, и их нельзя (как обычные НКО) закрыть, если они не отчитываются. Единственное, что от них требуется в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» – раз в год публиковать отчет об использовании своего имущества… Руководство госкорпорацией тоже весьма специфично. У каждой из них есть наблюдательный совет, все члены и председатель которого назначаются или правительством, или президентом РФ (в случае с «Росатомом» и «Ростехнологиями»). В «Банке развития» председателем наблюдательного совета по должности является премьер-министр. Затем наблюдательный совет назначает правление и генерального директора корпорации, которые, собственно, и решают все практические задачи. Что уже создано? «Банк развития». Создан на основе Внешэкономбанка. Статус определен федеральным законом № 82-ФЗ от 17 мая 2007 года. Функции - управление государственным долгом, пенсионными накоплениями, инвестиционная деятельность. Банку переданы бюджетные средства - 250 миллиардов рублей. «Роснанотех». Статус определен законом № 139-ФЗ от 19 июля 2007 года. Цель - создание наноиндустрии и перспективных нанотехнологий. Передано из бюджета 130 миллиардов рублей. Фонд содействия реформированию ЖКХ. Статус определен законом № 185-ФЗ от 21 июля 2007 года. Цель - реформирование ЖКХ, расселение ветхого жилого фонда. Передано из бюджета 240 миллиардов рублей. Корпорация «Олимпстрой». Статус определен законом № 238-ФЗ от 30 октября 2007 года. Цель - строительство спортивных сооружений, создание транспортной, инженерной, энергетической инфраструктуры к Олимпиаде — 2014. Передано из бюджета 300 миллиардов рублей. «Росатом». Создана на основе Федерального агентства по атомной энергии. Статус определен законом № 317-ФЗ от 1 декабря 2007 года. Цель - функционирование организаций ядерного, энергопромышленного комплексов. Дополнительных средств из бюджета не выделялось. «Ростехнологии». Статус определен законом № 270-ФЗ от 23 ноября 2007 года. Цель - поддержка на внутреннем и внешнем рынках российских организаций-разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс. Кроме этого, действуют (хотя и не имеют определяющего их статус закона, но де-факто являются госкорпорациями) «Объединенная авиастроительная корпорация» и упомянутая «Объединенная судостроительная корпорация». И планируется создание госкорпорации «Автодор». Цель - модернизация дорог федерального значения, строительство платных дорог, ремонт и содержание автодорог. Объем работ – не менее 4 трлн. рублей. «Автодор» должен к 2012 году достроить и привести в порядок федеральные трассы страны, модернизировать дороги федерального значения на условиях концессионных соглашений и с переводом их в режим платных. Как «Банк развития» управляет государственными пенсионными накоплениями, хорошо известно всем пенсионерам: доходность вложений в два раза ниже инфляции, и пенсионные деньги стремительно обесцениваются. В 2007 году банк обеспечил доходность в 6.01% (ранее доходность пенсионных накоплений ВЭБ также неизменно отставала и от инфляции, и от частных компаний). При этом банк разместил около 115 миллиардов рублей «временно свободных средств» на … депозитах в других банках. «Роснанотех», на который возлагаются большие надежды, поскольку понятие «нанотехнологии» нынче стало чрезвычайно модным, пока что подписал целую кучу соглашений о сотрудничестве. С другой государственной корпораций – Росатомом, с МИД России, с Федеральным космическим агентством, с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, а его руководитель Леонид Меламед заявляет, что его корпорация уже сегодня отобрала около двух десятков проектов, реализация которых к 2009 году сулит значительные дивиденды. Но конкретных проектов не называет. При этом, как выясняется, на сегодняшний день у России ни одного нанопатента, хотя в мире их зарегистрировано уже около 10 тысяч. Впрочем, в 2008 году «Роснанотех» намерен получить 5 млрд. руб. прибыли. Но вовсе не от нанотехнологий. Все куда проще. Так же, как и Банк развития, «Роснанотех» положил деньги на банковские депозиты – в Сбербанке, ВТБ, «Альфа-банке» и ряде других, и на этом и получает прибыль. И даже обычно крайне осторожный спикер Госдумы Борис Грызлов, узнав об этом, потребовал поставить госкорпорации под контроль парламента, и заявил, что деньги им «были переданы не для того, чтобы прокручивать их в банках»… Фонд содействия реформированию ЖКХ без устали трудится над рассмотрением заявок на финансирование капитального ремонта и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. На сегодня Фонд одобрил 70 заявок из шести регионов, выделил 3.7 миллиарда рублей на финансирование капремонта, и 813 миллионов рублей на переселение. О проблемах «Олимпстроя» сейчас много говорят и пишут – в связи с отставкой теперь уже бывшего главы корпорации Семена Вайнштока и заменой его на бывшего мэра Сочи Виктора Колодяжного. Говорят, что Вайншток обнаружил завышение примерно на треть расходов в сметах на строительство трех проверенных объектов олимпийской инфраструктуры. Что, по его мнению, предварительные расчеты необходимых финансовых затрат и времени были сделаны очень приблизительно, что свободных земель в Сочи нет, а потому любой земельный участок под олимпийскую застройку придется выкупать по гигантским ценам. Заметим: на реализацию Федеральной целевой программы «Развитие Сочи как горноклиматического курорта» предусмотрено 314 млрд. руб., в том числе 185 млрд. - из федерального бюджета. Это в два раза больше, чем суммарный бюджет трех прошедших зимних Олимпиад - в Нагано, Солт-Лейк-Сити и Турине. Но оказывается, что и этого недостаточно: только на создание необходимой транспортной инфраструктуры потребуется 316 млрд. рублей. А тут еще глава ВТБ Андрей Костин заявил, что банк отказывается участвовать в тендерах на размещение средств госкорпорации ввиду непрозрачности депозитных аукционов… Не меньше проблем с и корпорацией «Ростехнологии», созданной на основе могущественного «Рособоронэкспорта». Ее глава Сергей Чемезов попытался получить под свой полный контроль государственные активы военно-промышленного комплекса – но против выступил первый вице-премьер Сергей Иванов. А затем Минэкономразвития не согласовало подготовленный Чемезовым проект указа президента о передаче корпорации госпакетов акций более 500 предприятий: МЭРТ потребовал исключить из этого перечня акции целого ряда предприятий, а по остальным представить обоснование целесообразности их включения в госкорпорацию. Ведь из федерального закона «О госкорпорации «Ростехнологии» совершенно неясно, кто несет ответственность за невыполнение передающимися ей предприятиями работ по обеспечению обороноспособности государства»… Ну и зачем нужны эти монстры? Собственно, ответ у большинства независимых экспертов один: для сохранения контроля «друзей Путина» (именно они находятся во главе этих структур) даже и после его ухода с поста президента за ведущими отраслями экономики и финансовыми ресурсами. Ведь все они действуют по принципу «приватизация прибылей, национализация убытков». Это в нынешней России называется «государственно-частное партнерство»: доходы частные, а расходы – государственные. Борис ВИШНЕВСКИЙ, обозреватель «Новой газеты» - специально для АПН-Северо-Запад |
|