Кремлёвский пропагандон Эрнст превратил декабристов в хипстеров
Вздумав написать о Великой Французской революции, британский писатель Чарльз Диккенс показал и её причины и последствия. Французские аристократы в его «Повести о двух городах» выжимают из плебеев последние сантимы и тратят их на свои удовольствия. Народ в ответ бунтует, отправляет на гильотину благородных графов с маркизами, а под горячую руку сечёт головы и непричастным. Не то чтобы это полная картина происходившего, но Диккенс, как честный человек, хотя бы пытался понять, о чём пишет.
Назвать честным человеком генерального директора Первого канала Константина Эрнста можно лишь с тяжёлого перепою. Неудивительно, что фильм «Союз спасения», продюсером которого он является, обернулся традиционным для путинской пропаганды жульничеством. Цель которого - провести параллели между заговорщиками 1825 года и нынешними участниками оппозиционных митингов - создатели особо и не скрывают.
«Это предупреждение о том, что идет война, как бы сказал Цой, «и две тысячи лет война, война без особых причин»; война власти и креативного класса. - Жалобно причитает второй продюсер картины Анатолий Максимов. - И независимо от формы, которую власть принимает, эта история повторяется. Поэтому мы называем ее паттерном. Неважно, вооруженные, с пластиковыми стаканчиками, потом бутылки… Это матрица, которая воспроизводится, невзирая на то что одно время сменяет другое. И получается, что это судьба России».
Отсюда и мощный бюджет — 800 миллионов рублей, не считая затрат на рекламу из всех холодильников и пылесосов. Справедливости ради признаю: жульничает Эрнст с компанией куда тоньше, чем обычно. У разоблачаемых декабристов нет хвостов и рогов, они декларируют все свои благие намерения, включая провозглашение республики, отмену крепостного права и сокращение срока солдатской службы, но чем российские порядки так уж плохи, зрители не видят.
Единственное подтверждение: поротая спина солдата, наказанного за появление в строю с расстёгнутыми штанами. То есть выходит из-за этой самой ширинки господа революционеры и выступили. Ещё некоторые на царя обиделись — тот с ними во взятом Париже шампусика выпить отказался! И считали, что ежели не ввести демократию, мужички взбунтуются и всех порешат. Хотя ни единого подтверждения тяжёлой жизни мужичков в кадре нет, а токмо кровавые выступления самих декабристов: расправа над офицерами верными вертикали власти, подставленные под картечь солдатики и сожжённый шинок бедного еврея. С напрашивающимся выводом: власть у нас замечательная и бунтовать супротив неё никак невозможно! Тем более из-за расстёгнутой ширинки выпоротого охламона, который, судя по бодрым наездам на офицера с задиранием рубахи не особо и пострадал.
Кто-то вспомнит, что при подавлении восстания в военных поселениях (действительно жуткого и кровавого) только в Старорусском уезде запороли насмерть 129 человек? Да много ли таких въедливых? Большинство прочтёт финальные титры об отказе Николая I от применения смертной казни после повешения пятерых наиболее зловредных и умилится.
Не хочу уподобляться демшизе и обличать Николая Павловича: он далеко не самый жестокий правитель своей эпохи. Но стыдливое обрезание трагической фигуры императора смешно и пошло. Технология известна: точно также обрезал «Тараса Бульбу» экранизировавший повесть Николая Гоголя Владимир Бортко. Не включил в сценарий эпизод, в котором от безгрешного бизнеса другого бедного еврея «на расстоянии трех миль во все стороны не оставалось ни одной избы в порядке: все валилось и дряхлело, все пораспивалось, и осталась бедность да лохмотья». Изъял сцены, где после набега казаков оставались «избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу». Выкинул предательство казаков православным духовенством... Ну и отмазал начисто всех от свершённых злодейств, выведя безобразниками исключительно поляков.
Киношники Эрнста выставляют декабристов не столько злыднями, сколько прекраснодушными дурачками, и вдобавок к реально совершённым ими глупостям добавляет новых. С чего мятежники как бараны встали на площади, вместо захвата Сената и Зимнего дворца с царским семейством? Знающие тему сразу скажут: не от хорошей жизни. Сенаторы ещё в 7 часов утра присягнули Николаю и разошлись, декабристы же появились на Сенатской площади только в 11 часов и захватывать пустое здание не имело смысла. Зимний же взять как раз пытались, но восставших чуть опередил гвардейский сапёрный батальон. Растроганный царь после подавления восстания вышел к сапёрам с семилетним наследником (будущим Александром II) и сказал: «Я желаю, чтобы вы так же любили моего сына, как я сам люблю вас».
Шикарный мог получиться кадр, но желание лишний раз пнуть декабристов оказалось сильнее стремления выдавить слёзы из монархистов. Ну и традиционная привычка к халтуре никуда не делась. Почему «Северное тайное общество», поднявшее восстание в Петербурге в 1825 году, именуется «Союзом спасения», распущенным в 1817-ом? Чего ради маленькая дочь поэта Рылеева переименована из Настеньки в Вареньку? Зачем при наличии шикарного цветника жён и невест участников событий придумывать возлюбленную стойкому холостяку Муравьёву-Апостолу?... Потому что пофиг. И актёрам пофиг — вот они и отрабатывают номер без всякого энтузиазма. Трудно сделать красиво, когда на тебя напяливают офицерский мундир и требуют изображать хипстера, бегущего на митинг Навального под несуразные для XIX века мелодии «Наутилуса» и «Мумий Тролля».
Их нравы. Тремя явлениями можно любоваться бесконечно: горящим огнём, текущей водой и глумлением Владимира Путина над своими пропагандявками. В данном случае - над теми, кто десять лет назад истошно верещали, что нельзя воевать на Украине, потому что мы не готовы (армия не перевооружена, экономика не перенастроена, карточки «Мир» не отштампованы).
Политический зоосад. Открыто объявить успех Кэлина Джеорджеску происками Москвы так и не удалось. Зато создан прецедент, позволяющий отменять любые выборы под надуманными предлогами, и он, несомненно, будет использован. Если конечно не сработают иные, столь же мошеннические технологии.
Их нравы. Внезапно назначенный главой администрации Курской области депутат Госдумы от «Единой России» Александр Хинштейн получил
удар с неожиданной стороны. Прифронтового губернатора атаковали из рядов команды бывшего коллеги – думца из «Справедливой России» Анатолия Вассермана.
Россия и Европа. На президентских выборах в Румынии лидирует политик, который выступает за союз с Россией. Такие заголовки появились в СМИ. Сенсация! Тем более, никто не предполагал, что независимый кандидат Кэлин Джеорджеску выйдет на первое место. Неужели в Бухаресте придет к власти местный Виктор Орбан или Роберт Фицо?
Властители дум. Историк Евгений Спицын сурово раскритиковал покойного писателя Виктора Астафьева, назвав его «подонком» и «гнидой». Соответствуют ли эти определения действительности? Если исключить версию о том, что в последние годы жизни Виктор Петрович являлся впавшим в маразм алкашом, – безусловно.
Литература. Никакой Украины у Сенкевича – ни Восточной, ни Западной – нет. Иногда такое название, правда, встречается, но вперемежку с «Украйной», как у Гоголя, и только для обозначения окраины России. Левобережье у Сенкевича – Заднепровье, и это понятно. Его южная часть – Дикое Поле. А все остальное, включая
Правобережье, все это у Сенкевича – Русская сторона.
Литература. Книги писателя Михаила Первухина особым спросом не пользовались, но вышедший сто лет назад роман «Пугачёв – победитель» многократно переиздавали уже в наши дни. Целясь в большевиков, Первухин попал прямо в героев «лихих 90-х», да и последующих годов тоже.
Развод по-русски. «Мягкая сила» московских пиарастов оказалась голимой туфтой. Вопрос: кто ответит за то, что этот цирк не принёс никаких политических результатов, остаётся открытым.
Война и мир. Кремль стерпел включение в состав НАТО восточноевропейских и прибалтийских стран, но лай в Грузии и на Украине чашу терпения переполнил. Потому можно только гадать, какова будет его реакция, если американские базы появятся в Армении, а с них в российское Закавказье начнут залетать беспилотники.
Литература. Кто только не писал в первые годы советской власти о грядущих мировых войнах и пролетарских революциях. Однако опередил всех поэт и пропагандист Демьян Бедный. В отличие от книг Толстого и Катаева, никаких технических чудес в поэме «Царь Андрон» нет, зато её персонажи – в большинстве политики того времени, – действуют в иной реальности чрезвычайно убедительно.