ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Среда, 25 декабря 2024 | » Расширенный поиск |
2018-07-06
Александр Сивов
Украинские железные дороги: забастовка, хаос, диверсии…
Начало стачки 14 мая машинисты Кременчугского депо, объединившись в новые, «свободные» профсоюзы, и ряда более мелких депо, забастовали первыми. Кременчуг – крупнейший узел по экспорту металлопроката, главного экспортного товара Украины. Два основных требования. Во-первых, ремонт локомотивов ещё советского производства, находящихся в чудовищном техническом состоянии. Очень скромные недавно выделенные средства на их ремонт были полностью украдены руководством депо. Во-вторых, поднятие совершенно нищенских зарплат, причём не только водителям тепловозов и электровозов, но всем работающим в депо, в частности, ремонтникам. В связи с тем, что, по украинскому законодательству, железнодорожникам бастовать нельзя, стачка идёт в «итальянском» формате – работа строго по инструкциям. Неработающие тормоза, отсутствие зеркал заднего вида, кондиционеров и другие жуткие нарушения состояния подвижного состава фиксируются в депо актом – и локомотив отправляют в ремонт, на который, разумеется, нет запчастей. Ранее были многочисленные предупредительные забастовки, письма, требования, от которых начальство, «специалисты по распилу и откату», просто отмахнулось. В качестве пресс-атташе каждый день даёт интервью Сергей Москалец – для небольшого регионального кременчугского Интернет-телевидения Набат-ТВ. Говорит он на безупречном украинском языке, что в Кременчуге редкость. Вероятно, это делается сознательно. Иногда выступают его товарищи, но они сплошь говорят по-русски. Восемь недель спустя За месяц забастовка охватила и другие депо. Так, забастовало Львовское управление (их всего по Украине шесть), блокируя экспорт в направлении ЕС, стоит Чоп, руда в Словакию не поступает. Бастует и ряд важных узлов в центре. Остановились, полностью или частично, металлургические заводы. Экспортёры металла выставили свои иски и пригрозили банкротством заводов. За время простоя в мае работникам, кстати, заплатили – но по самому минимуму. В эти дни по всей Украине идёт массовый выход железнодорожников, и не только, из «карманного профсоюза» и переход их в «свободный». Масштабы забастовки до конца неясны. Машинисты многих депо Украины, формально не принимающие пока участие в стачке, или даже прекратившие её, принципиально отказываются в знак солидарности с бастующими от «переработок», сверх положенных по законодательству проработанных машинистом часов. Мало того, что неисправные локомотивы фактически «гробы на колёсах», но летом в кабине может регистрироваться температура под 50 градусов. Отработав смену в этом аду, машинисты требуют положенное им время отдыха, чтобы прийти в себя, в соответствии с «приказом 2.6». Хотя раньше они соглашались на переработки. Формально тут придраться ни к чему невозможно. На дорогах воцарился хаос. Насколько можно судить по обрывочной информации, заблокирована, по крайней мере, половина украинского экспорта, несмотря на использование штрейкбрехеров. Для борьбы со штрейкбрехерами из Восточной Украины, проходящих транзитом через Львовское управление, там применили свой метод – санкции за неумение общаться на «державной мове» с диспетчерами. Начальство железной дороги не знает, что делать. В Киеве, в том числе в Верховной Раде, куда пригласили руководителей стачки, царит растерянность, никто не может, не хочет и не умеет разговаривать и брать на себя хоть какую-то ответственность. Всё это происходит на фоне неопредленного положения премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, который в последние недели постоянно как бы уходит в отставку, но и как бы и не уходит, оставаясь пока на своём месте. «Нам не с кем там разговаривать,» - говорит Москалец. Кроме того, «специалисты по распилу и откату», по большей части без специального железнодорожного образования, вообще забыли, как ремонтировать свой подвижной состав, даже при гипотетическом поступлении запасных частей. Станки изношены, опытные ремонтники уволились. «И как эти чёртовы локомотивы вообще надо ремонтировать?» Днепропетровск: партизаны пустили поезд под откос Обстановка на Украине в связи с забастовкой накалилась добела, забастовщики настроены решительно, молодёжь звереет. В центр стачки – Кременчугское депо – подвезли шины, что вызвало истерическую реакцию местного начальства, но их пока ещё не жгут. В Кременчуг подтягиваются и разношёрстные радикальные политические группы. Со стороны забастовщиков, на видео последних дней, пошли угрозы начать акты насилия, завуалированные, но вполне четкие. Регулярно смотря интервью по ходу забастовки по «Набат ТВ», я эволюцию ситуации отслёживаю в динамике, включая подтекст между строк. В последнюю неделю я понял, что на украинской железной дороге могут начаться диверсии. Так и произошло. В украинских СМИ спокойно, без эмоций, сообщили: В Днепропетровске устраняют последствия железнодорожной аварии, которая произошла ночью 19 июня в районе жилмассива Северный. В 03:58 на переезде Нижнеднепровский узел — Самаровка с рельсов сошёл локомотив и 11 вагонов грузового поезда. В составе было 2 цистерны с топливом и 9 вагонов с металлом. Как уточнили в ГСЧС Украины, в результате ЧП пострадавших нет, утечки из цистерн также не зафиксировано. На месте происшествия работал кран и тракторы, к устранению последствий аварии привлекли около сотни сотрудников железной дороги. Уже известно, что причиной ЧП стала кража болтов, гаек и креплений с ж/д полотна «охотниками за металлом». Только полный идиот может поверить в бред официальных украинских СМИ про «охотников за металлом» в разгар массовой стачки железнодорожников, поставившей сейчас Украину верх дном. Такие мелочи, как «тёмная» для штрейкбрехеров, происходили с самого начала, но теперь, судя по всему, игра пошла всерьёз. С учётом бастующих депо, нехватки двух тысяч водителей локомотивов и отказа на переработки даже штрейкбрехерами ситуация сложилась критическая. Этим и объясняется странная, на первый взгляд, терпимость отнюдь не бархатной украинской власти к забастовщикам, которым даже проплачивают тарифную ставку, несмотря на простои. О желании машинистов иметь «европейскую зарплату» Среди прочих требований стачечников, первоначально фигурировала и «почти европейская зарплата» машинистам в тысячу долларов, в настоящее время она в три раза ниже. Хотя именно на этой цифре сегодня машинисты внимания больше не заостряют и упор делают на ремонт локомотивов. По этому случаю расскажу нашу семейную историю. Некоему французскому машинисту по фамилии Гельви после окончания им в Париже школы машинистов на рубеже XIX и XX веков царское правительство предложило работу на Закавказской железной дороге, в Акстафе, с зарплатой превосходящей французскую. Сначала он поехал поработать сам, понравилось, потом вызвал семью, жену, глубоко верующую католичку, и пятерых детей. Выучил в совершенстве русский язык. Однажды в дом пришёл католический ксёндз и привёл за руку маленькую девочку, это была моя бабушка: «Это сирота, родители умерли от холеры. Отец был поляк, католик. Она будет вам ещё одним ребенком, вы богатые, она вас не объест». Так что я знаю о жизни машинистов в России до революции из первых рук. Жили в Акстафе роскошно, особенно на фоне чёрной нищеты Закавказья. На каждую смену он одевался франтом, всегда надевая белоснежные перчатки – это на угольном паровозе! Прекрасный дом с участком. Купили самую дорогую, элитную корову, она давала в день 18 бутылок молока по 0,8 литра! Делали свой сыр, своё масло. В соответствии с законами Российской Империи машинист имел право раз в два года на бесплатный проезд в отпуск вместе со всей семьей повсюду, куда проходят железнодорожные рельсы. Семья Гельви выезжала, разумеется, на родину – во Францию. Обратно возвращались одетые по последней парижской моде – любая носимая одежда (например, пять кофточек, одетые одна на другую) пошлиной на ввоз не облагалась. Наняли повара, он был, кроме того, мастером на все руки, его завали Порфирий. В бурный 1905-й год он как-то вбежал к нам в дом с улицы и спрятал под подушку револьвер. Оказывается, наш повар вёл двойную жизнь – как революционер. Вслед за ним в дом пришли полицейские. «К нам никто не забегал, наш повар у нас работал, никуда не отлучался». Слово машиниста – самой элитной профессии России – сомнению не подлежало, поэтому даже обыска не стали делать. Но потом Гельви попросил Порфирия: «Уходите!» Он воспринял это с пониманием, и на прощанье заверил: «Вы можете жить здесь спокойно в это сложное время – вас здесь никто здесь не тронет, я вам это обещаю». Всё вернулось на круги своя Машинисты и работники украинской железной дороги снова желают стать элитной профессией, как до революции, и получить хоть часть тех благ, который они имели в начале прошлого века. Появилось и связанное с ними революционное подполье: а как же без него! Идут века, меняются поколения, политические системы, но натура человеческая и отношения остались с тех давних пор неизменными. Я расцениваю нынешнюю ситуацию с забастовкой как крупнейшую угрозу для государственности Украины с момента её создания. Более серьёзной, чем потенциальный майдан или раскол среди олигархов. То, что ведущие украинские СМИ замалчивают серьёзность ситуации, понятно, но почему молчит Россия? Где хваленые российские политологи, анализирующие эту забастовку? Почему молчат московские «золотые перья», российские телеканалы? Чем занимаются «всемогущие» российские спецслужбы? Что думает ваш по поводу происходящего Владимир Путин? Всё это в высшей степени странно. Украина, как враждебное государство, воюющее против России; на грани краха в связи с забастовкой, но почему в Москве все молчат? Снова пресловутая «рука Госдепа» не даёт возможности достойно осветить происходящее? Эта забастовка по уровню значимости сравнима с возникновением в августе 1980-м году в Польше профсоюза Солидарность, где всё началось с сущего пустяка – незаконного увольнения на Гданьской верфи им. Ленина машинистки подъёмного крана Анны Валентынович. Говорю это с полным знанием обстановки, именно в это время я находился в Польше, там всё начиналось аналогично. Но американские спецслужбы среагировали тогда мгновенно и пресловутые «коробки от ксерокса» с долларами потекли в этой стране куда надо. А сегодня в России – тишина. Кремль сознательно не хочет раскачивать украинскую лодку? Боясь «заражения» забастовочным вирусом своих собственных предприятий? Без вмешательства российских спецслужб забастовка, в конце концов, угаснет, и некоторые признаки этого уже имеются. Железнодорожники получат, в конце концов, запчасти на неисправные локомотивы, частичное повышение оплаты и труда и им вернут отмененные недавно льготы выхода на пенсию. А в Москве путинские соловьи будут по-прежнему петь про то, что всемогущий Госдеп, аки дьявол, умеет подрывать изнутри неугодные ему режимы, а мы так и не научились этому... Александр Сивов |
|