2007-10-09
Евгений Полонский
«Груз-2007»
Apocalypse now. 1984 год, последний год перед началом конца советской цивилизации, был на самом деле годом Апокалипсиса. И в 2007-м, несмотря на всю позолоченную мишуру путинской стабильности, уже различимы контуры будущих потрясений.
Равнодушным «Груз-200» уж точно никого не оставляет. Когда я посмотрел его в первый раз, то сюжет у меня вызвал возмущение. История маньяка-мента, насилующего посреди бела дня в своей квартире дочку секретаря райкома, показалась, мягко скажем, слегка надуманной. Подумал - неужели Балабанов занимается политической конъюнктурой, стремясь очернить память о советской жизни в угоду нынешним антисоветским властям и элите? Смущало лишь то, что раньше он всегда обращался к проблемам современности, и с чего бы это сейчас его заинтересовало застойное время? Какая-то тут неувязка. Пытаясь ответить на этот вопрос, посмотрел фильм ещё раз. И тогда понял.
Картина пронизана ощущением конца эпохи, её распада, надвигающейся катастрофы. Она апокалиптична. Это объясняет и символизм даты выбранной Балабановым - 1984 год. С одной стороны, он обращается к оруэлловскому «1984». С другой - 1984 год, последний год перед началом конца советской цивилизации, был на самом деле годом Апокалипсиса. Но ведь 2007-ой, когда «Груз» вышел на экран, тоже год перелома, конца эпохи. И, несмотря на всю позолоченную мишуру путинской стабильности, уже различимы контуры будущих потрясений.
Итак, у Балабанова прослеживается чёткая связь - оруэлловский 1984 - 1984 в СССР - 2007 в РФ, как звенья единой цепи. Цепи Апокалипсиса. Но в таком случае «Груз -200» оказывается уже не психологическим триллером, не фильмом о застое и сексуальном маньяке, а своеобразным зашифрованным посланием, интеллектуальным лабиринтом, истинный смысл которого лежит за пределом конкретики его сюжета. Это картина не о СССР, а о нашем времени, о России 2007 года. Она иносказательна, за каждой её сюжетной линией стоит масса намёков и ассоциаций, у каждого персонажа имеется определённая символическая нагрузка. Однако являясь цельным, хорошо сделанным произведением, фильм вполне доступен расшифровке. А чтобы понять скрытое значение его смыслов, необходимо проанализировать символизм каждого персонажа в отдельности.
Итак, Анжела, главная героиня - молодая девушка, будущая жертва - символ России. Её отец - секретарь райкома - это КПСС, уходящая партийная власть. Сергей символизирует новый нарождающийся класс «новых русских», Алексей, напротив, есть индивидуализированный образ русского народа - мечтателя и анархиста. Фильм построен, как история путешествия Анжелы - России. Причём путешествие надо понимать в виде движения во времени. Оно начинается уходом от отца - компартии. На дворе заря перестройки и Россия хочет свободы. После неудавшегося романа с «новыми русскими» (Сергей), она попадает во власть инфернального капитана милиции Журова. Это центральный персонаж фильма, силовик - олицетворение власти, а конкретно - сегодняшней власти. Он эффективный работник, подчинённые его слушают беспрекословно. При этом, совершенно безжалостен, а мотивы его поступков также трудно воспринимаемы исходя из норм человеческой морали, как мотивы ВВП и Ко. В его поведении проступают контуры чистого, метафизического зла. В Журове Балабанов зашифровал не просто Власть, а самого ВВП. Об этом говорит и его внешность, и поведение. Такой же холодный, лишённый всякой рефлексии, даже малейшего намёка на доброту. Вылитый близнец Путина - невысокий, худощавый, с бесцветным голосом и ледяными глазами. К тому же родом из города Ленинска! Слишком много аналогий, чтобы это было случайным. С Россией-Анжелой, Журов-Путин ведёт себя как маньяк, сковывает её наручниками, спаивает, насилует. Правда не сам насилует, а уголовника подсовывает. В этом эпизоде Балабанов, кстати, тонко показывает как связь нынешней власти силовиков-путинцев с криминалом, так и её выхолощенность и бесплодность. Он уничтожает русский народ - с его подачи расстреляли Алексея.
В целом, взгляд на современное положение дел у Балабанова предельно критичен. Всё в картине пропитано разложением, гнилью, всё беспросветно. Важна, на мой взгляд, для понимания фраза, которую произносит старуха, мать Журова: « Мухи у нас». Известно, что в мифологии самых разных народов муха - символ нечистоты, носительница зла, воплощение сил нижнего мира демонов. Этой фразой чётко определено нынешнее положение страны и общества - мы в нижнем мире, в Аду. А роящиеся мухи это сонмы демонов, беснующихся в России.
Где же выход? Балабанов вроде бы показывает его сценой убийства Журова. Только насильственное действие, только уничтожение нынешней власти способно прервать бесконечно омерзительную агонию. Это революция, или вернее беспощадный бунт, изображенный в образе русской женщины с ружьём - очень яркий и точный образ. Она мстит за убитый русский народ и уничтожает силовика из города Ленина. Но, будучи социальным пессимистом, Балабанов не мог закончить свою картину хэппи-эндом. И его революция, совершив акт социальной мести, уходит, бросив Россию посреди гниющих трупов. Итак, в итоге, выхода нет. Что же в сухом остатке? Предупреждение о грядущей катастрофе? Призыв к оружию? Как бы там ни было, Балабанов чётко говорит - сегодняшняя ситуация в России нестерпима. Вина за это лежит на нас всех, и только от нас зависит, будет ли и дальше Россия под властью маньяков-силовиков, или освободится и станет по-настоящему Другой.
|
|
Apocalypse now |
|
23.12.2024
Юрий Нерсесов
Их нравы. Тремя явлениями можно любоваться бесконечно: горящим огнём, текущей водой и глумлением Владимира Путина над своими пропагандявками. В данном случае - над теми, кто десять лет назад истошно верещали, что нельзя воевать на Украине, потому что мы не готовы (армия не перевооружена, экономика не перенастроена, карточки «Мир» не отштампованы).
|
22.12.2024
Юрий Нерсесов
Политический зоосад. Открыто объявить успех Кэлина Джеорджеску происками Москвы так и не удалось. Зато создан прецедент, позволяющий отменять любые выборы под надуманными предлогами, и он, несомненно, будет использован. Если конечно не сработают иные, столь же мошеннические технологии.
|
14.12.2024
Юрий Нерсесов
Их нравы. Внезапно назначенный главой администрации Курской области депутат Госдумы от «Единой России» Александр Хинштейн получил
удар с неожиданной стороны. Прифронтового губернатора атаковали из рядов команды бывшего коллеги – думца из «Справедливой России» Анатолия Вассермана.
|
27.11.2024
Андрей Дмитриев
Россия и Европа. На президентских выборах в Румынии лидирует политик, который выступает за союз с Россией. Такие заголовки появились в СМИ. Сенсация! Тем более, никто не предполагал, что независимый кандидат Кэлин Джеорджеску выйдет на первое место. Неужели в Бухаресте придет к власти местный Виктор Орбан или Роберт Фицо?
|
24.11.2024
Юрий Нерсесов
Властители дум. Историк Евгений Спицын сурово раскритиковал покойного писателя Виктора Астафьева, назвав его «подонком» и «гнидой». Соответствуют ли эти определения действительности? Если исключить версию о том, что в последние годы жизни Виктор Петрович являлся впавшим в маразм алкашом, – безусловно.
|
19.11.2024
Николай Волынский
Литература. Никакой Украины у Сенкевича – ни Восточной, ни Западной – нет. Иногда такое название, правда, встречается, но вперемежку с «Украйной», как у Гоголя, и только для обозначения окраины России. Левобережье у Сенкевича – Заднепровье, и это понятно. Его южная часть – Дикое Поле. А все остальное, включая
Правобережье, все это у Сенкевича – Русская сторона.
|
15.11.2024
Юрий Нерсесов
Литература. Книги писателя Михаила Первухина особым спросом не пользовались, но вышедший сто лет назад роман «Пугачёв – победитель» многократно переиздавали уже в наши дни. Целясь в большевиков, Первухин попал прямо в героев «лихих 90-х», да и последующих годов тоже.
|
5.11.2024
Юрий Нерсесов
Развод по-русски. «Мягкая сила» московских пиарастов оказалась голимой туфтой. Вопрос: кто ответит за то, что этот цирк не принёс никаких политических результатов, остаётся открытым.
|
4.11.2024
Юрий Нерсесов
Война и мир. Кремль стерпел включение в состав НАТО восточноевропейских и прибалтийских стран, но лай в Грузии и на Украине чашу терпения переполнил. Потому можно только гадать, какова будет его реакция, если американские базы появятся в Армении, а с них в российское Закавказье начнут залетать беспилотники.
|
20.10.2024
Юрий Нерсесов
Литература. Кто только не писал в первые годы советской власти о грядущих мировых войнах и пролетарских революциях. Однако опередил всех поэт и пропагандист Демьян Бедный. В отличие от книг Толстого и Катаева, никаких технических чудес в поэме «Царь Андрон» нет, зато её персонажи – в большинстве политики того времени, – действуют в иной реальности чрезвычайно убедительно.
|
|