ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Среда, 25 декабря 2024 | » Расширенный поиск |
2006-11-20
Олег Тюлькин
Униженные и оскорбленные: кремлевский римейк
Государственная Дума в России – это, на самом деле, кладезь литературных жанров. Всех сразу. Маленькая оптовая база по их отгрузке населению. Если всерьез увлечься чтением результатов законотворчества, то не нужны больше ни детективы, ни слезливые дамские романы, ни оды, ни памфлеты. Без тени иронии утверждаю, что ничего больше не нужно. Цирк, кстати, тоже отдыхает. В середине не самого приятного в смысле погоды ноября Госдума собралась рассматривать законопроект «О специальных экономических мерах в условиях международной чрезвычайной ситуации». В переводе с языка депутатского на русский общедоступный это значит о вводе Россией экономических санкций в отношении третьих стран. «Но позвольте, – воскликнет пытливый умом гражданин. – Как же так, ведь мы уже живем в режиме экономических санкций, введенных в отношении Грузии и Молдавии!». Ну, жить-то живем, а вот индульгенцией за совершенные поступки Кремль решил обзавестись только сейчас. Ведь давно известно, что крепость задним умом – одна из наших национальных особенностей. Любопытна сама история этого законопроекта. В конце октября Владимир Путин попросил депутатов дать правовое обеспечение экономическим санкциям в отношении Грузии (получается, спустя почти полтора месяца после их введения!). Фракция «Единая Россия» подсуетилась и выдала на гора документ, который не только легализует уже введенные санкции (запрет на продажу грузинских и молдавских вин, латвийских консервов, польского мяса и овощей), но и позволяет расширить область их применения. Поводом к объявлению «экономической войны» могут стать не только недружественные действия официальных властей других государств, но и «юридические и физические лица этого государства, а также лица без гражданства, проживающие на территории этого государства». Причем для введения экономических санкций не нужно даже одобрения парламента – все будет решать единолично президент Путин. Авторство законопроекта приписывают главам Комитетов по конституционному законодательству и кредитным организациям – Владимиру Плигину и Владиславу Резнику. На совести этих литераторов теперь и юридическое определение международной чрезвычайной ситуации. Оказывается, это «совокупность обстоятельств, представляющих угрозу здоровью, правам и свободам человека и гражданина и безопасности государства». Симптоматично, но один из сочинителей сразу признался, что дать исчерпывающее определение такому понятию, как международная чрезвычайная ситуация практически невозможно. «Последнее слово все равно остается за президентом, именно он дает оценку, и здесь нельзя исключить действие субъективного фактора», – спокойненько резюмирует Плигин в интервью одной из центральных газет. Субъективных факторов в действиях российского президента за все годы его правления накопилось столько, что не пересчитать. Об этом уже сейчас написаны целые тома, а что будет дальше, когда эпоху Путина станет возможным анализировать беспристрастно, и откроется доступ к большому корпусу документов, остается только догадываться. Нельзя исключать, что ее так и назовут – эпохой субъективного фактора. Но вернемся к одной из упомянутых выше формулировок. Итак, санкции могут быть введены из-за недружественных действий юридических и физических лиц некого государства, а также лиц без гражданства, проживающих на его территории. Под такое расплывчатое определение легко попадает едва ли полмира. В Великобритании живут Борис Березовский, Ахмед Закаев и гэбист-расстрига Литвиненко. Израильское гражданство имеется у Владимира Гусинского и ряда топ-менеджеров опального «ЮКОСА». В Польше и Норвегии большие диаспоры чеченских беженцев – они уехали из эРэФии вследствие «наведения Конституционного порядка на территории Чеченской республики». Все эти персонажи имеют к российским властям массу претензий – юридических, экономических, политических. В той или иной степени они способны влиять – если не на политическую ситуацию своей бывшей родины, то хотя бы на имидж России в глазах мировой общественности. Таких «физических лиц» на территории планеты Земля – не сосчитать. Формально даже минутное интервью любого из них в эфире никому не известного кабельного телеканала – уже «недружественное действие». Чего уж тогда говорить о митинге у посольства РФ или организации очередного неправительственного фонда. Может такая «совокупность обстоятельств» представлять угрозу «здоровью, правам и свободам человека и гражданина РФ»? Да легко! Я даже знаю, как зовут этого «человека и гражданина». Уверен, Вы тоже догадались. Правильно, Владимир Путин. Он у нас обидчив, как девушка, и, чуть что, сразу включает свой страшный «субъективный фактор». Разумеется, представить себе экономические санкции путинской России против, например, Великобритании трудно. Это называется, лаяла МосЬква на слона. Тем более что в разделе «специальных экономических мер» пресловутого законопроекта нет ни слова о нефти и газе – главных рычагах, с помощью которых Кремль способен управлять соседями. Там все больше по мелочам – ограничение туризма, финансовых операций, образовательных программ, запрещение использования воздушного пространства и т.п. Меж тем, кому такие санкции могут гипотетически аукнуться, так это самой России. Это мы – глобальный рынок сбыта и давно уже сидим на европейской игле. Почти 40 процентов товаров на российских прилавках – из ЕС. Правда и то, что 44 процента природного газа и 30 процентов нефти, используемых Евросоюзом – из России. Но если исключить энергоносители, то доля российского экспорта в Европе – всего-то 1 (один!) процент. Так что, кого там Кремль собрался напугать и, главное, чем – непонятно. С тем же успехом можно пугать вдову морковкой. А почему, кстати, в текст законопроекта об экономических санкциях не включили пункт о нефти и газе – большой вопрос. Здесь-то и начинается детектив, а все, что было до этого – так, шутки юмора. Разумеется, Кремлю не хочется совсем уж потерять лицо в Европе. Начало 2006-го, когда Украина пила шампанское без газа, еще не стерлось из памяти. Ложкой к обеду пришелся и недавний польский демарш. Напомню: Польша отказалась снять вето с решения о начале переговоров между ЕС и Россией. Причина – все те же нефтегазовые разногласия. Европа боится в один прекрасный день проснуться без энергоносителей, а Кремлю не нужен имидж злобного ОМОНовца с нефтегазовой дубинкой. Поэтому о самом главном предпочли умолчать. Терять лицо побоялись. Но есть у этой медали и другая сторона. Более прозаичная. Мировая практика наглядно доказывает, что экономические санкции вводят лишь против тех стран, вес которых во внешней торговле незначителен. США не рассматривают КНДР и Кубу в качестве рынков сбыта, а без гаванского рома и сигар давно – еще с 60-х годов прошлого века – научились обходиться. России обойтись без экспорта природных ресурсов никак нельзя. Торговля нефтью и газом – это как Пушкин. Наше все. Если Кремль вдруг начнет подражать развитым странам, оранжевая (ситцевая, тюльпановая – какая угодно) революция обеспечена досрочно. Не будем забывать и о том, что нефтегазовый комплекс контролируется кремлевской верхушкой и первыми лицами Администрации Президента, а терять доходы этим ребятам очень не хочется. Особенно во имя абстрактных политических интересов или какой-то там «международной чрезвычайной ситуации». Тут, как любит говаривать гарант Конституции, котлеты отдельно, а мухи отдельно. Не исключено, впрочем, что законопроект о введении экономических санкций, уже обретя юридическую силу, подвергнется значительной корректировке. Общеизвестно, что закон в России – что дышло, и чудовищная трансформация избирательного законодательства тому наглядный пример. Ну, повернется ситуация, звезды на небе расположатся не в том порядке – всегда ведь можно внести изменения. Хоть про нефть и газ, хоть про лес, хоть про крабов. Послушное думское большинство на все согласно. А пока Комитет Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендовал принять приснопамятный законопроект в первом чтении. По мнению ряда экспертов, основной кандидат на введение экономических санкций – страны Балтии. Им первым предстоит ощутить остроту вкуса свежих юридических норм, испеченных в Охотном ряду. Или, раз уж сегодня мы изъяснялись литературоведческими аллегориями – Прибалтика станет первым читателем нового д(а)умского романа об униженной и оскорбленной России. Сигнальный экземпляр с личным автографом Путина им обеспечен. Только вот русскоязычному меньшинству от таких подарков легче не станет. |
|