ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Среда, 25 декабря 2024 | » Расширенный поиск |
2013-06-05
Максим Калашников
Страсти вокруг Марса
Эрэфия рискует сесть в лужу и в деле с полетом человека на Красную планету
Было бы несправедливым пройти мимо еще одного немаловажного обстоятельства, диктующего превращение обломков СССР в мировое захолустье. В глобальную периферию научно-технического развития. В вечно отсталые земли, обреченные на повторение чужих – и вчерашних! – достижений. Это – психологический надлом отечественной науки с 1991 года, превращение ее в безвольную старуху, не желающую делать ничего революционного. Покажу это на материале 2013 года. Итак, на высшем уровне в РФ объявлено о планах марсианской миссии. Которая, скорее всего, провалится. За дело взялись старые советские структуры – ЦНИИ машиностроения, РКК «Энергия», НПО имени Лавочкина. Что они сделали? Извлекли из сундуков старые советские наработки полувековой почти давности и принялись их подновлять. То есть, снова рисовать очень дорогую экспедицию, когда мощные ракеты (еще в РФ не существующие) запускают на орбиту «экспедиционный поезд». То бишь, корабль перелета к Марсу с ядерно-реактивным двигателем (которого тоже еще нет), корабль посадки на планету и взлета с нее. А также – корабль возвращения. Этот «поезд» должен долететь до Марса, выйти на ареоцентрическую орбиту, оттуда – спустит на Марс посадочный модуль. Под это осваиваются государственные средства. При этом все понимают, что это – тупик. Что стоимость всего этого влетит в астрономическую сумму. Что разгоняться для набора третьей космической скорости придется по спирали вокруг Земли, долго и нудно, пронизая, радиационные пояса. Одно это может убить экипаж. Потом, после долгого изнурительного перелета, комплекс должен выйти на околомарсианскую орбиту, и только потом – отделить от себя марсианский модуль. А это резко увеличивает стоимость экспедиции. В РФ все делают вид, будто не существует американского частно-государственного варианта и плана «Марс Сплит» («Марс раздельный»). Компания Элона Маска «Space X», пользуясь полной поддержкой американского аэрокосмического агентства, НАСА, создает мощную ракету «Фолкон» («Сокол»), которая в тяжелом варианте сможет выводить на опорную орбиту 50 тонн. То есть, вариант корабля с командой из двух астронавтов, способного на химическом (а не ядерном) двигателе лететь к Марсу. При этом НАСА прекрасно отработала советскую задумку: садиться на Марс сразу, не выходя на ареоцентричную орбиту. Как? Под нужным углом входить в разреженную атмосферу Марса и гасить скорость за счет ее сопротивления. При этом, используя отличное программное обеспечение и аэродинамику, садиться в точно заданном районе. Что янки отлично отработали при заброске на Красную планету марсохода «Кьюриозити» в 2013 году (программа MSL). Две с половиной тонны они изящно посадили в нужном районе, со снайперской точностью. Потому США могут достичь Марса очень быстро и высадить на нем людей. Как? Используя не гигантские затраты и не столько «железо», сколько хорошее управление и отменное программное обеспечение. Итак, не нужно никакой сборки в околоземье экспедиционного «поезда». С помощью «фолконов» американцы забрасывают в район будущей высадки на Аресе модули для базового лагеря. Один из них – с небольшим запасом жидкого водорода и кислорода, с системами изготовления восьми тонн топлива на взлет с Марса взлетно-посадочного модуля. Сев на Марс, он сразу начнет добывать углерод и (возможно) кислород для горючего из углекислой атмосферы Красной планеты (можно изготавливать метан, используя как источник энергии давно применяемые радиозотопные источники электричества, стоявшие еще на межпланетных станциях 70-х, типа «Пионер» и «Вояджер»). На Марсе найдена вода. Значит, из марсианской мерзлоты можно и водород добывать, кстати. Дальше к Марсу уходят еще два корабля. Один – это корабль с двумя пилотами, взлетно-посадочный. Второй – корабль возвращения домой, который будет в беспилотном режиме крутиться вокруг Марса, ожидая экипаж. Естественно, сажать на Марс и беспилотные, и пилотируемые корабли американцы будут по самой экономичному способу: используя для торможения атмосферу планеты, что называется, с ходу. Как и марсоход «Кьюриозити». Таким образом, вся экспедиция будет максимально быстрой и дешевой. И она возможна в ближайшее десятилетие. Более того, американцы применили еще одну, организационную новацию: обход бюрократии с помощью частной фирмы. С помощью частно-государственного и весьма хитрого партнерства. Итак, само НАСА не может организовать высадку людей на Марсе. Сейчас не 1960-е, сейчас политиканы в Вашингтоне смертельно боятся возможной гибели экспедиции. Это рисковый президент Никсон мог записать две видеопленки своего выступления перед нацией в 1969-м. Одну – ликующую, на случай успешной миссии по высадке на Луну, вторую – на случай гибели экипажа. А сейчас политики Америки, как и Брежнев в СССР, требуют от НАСА надежности экспедиции в 99,9%. Ничего не поделаешь: эпоха обожествления рейтингов, общественного мнения и пиара. Неудачи боятся как огня. И тогда американское космическое ведомство решило: пусть на Марс летит частная экспедиция фирмы Маска. Это вроде как не государство, а предприниматель рискует. При этом Маск, конечно, не сможет сам потянуть финансирование сложной программы разработки и носителя, и кораблей, и всего оборудования, и, собственно, сам перелет. Поэтому НАСА дает ему не только деньги государства (некие гранты), но и заставляет подведомственные себе предприятия и научные центры предоставлять фирме Маска нужные материалы и брать на себя часть работы (заказы). В отличие от вялого Роскосмоса, не управляющего унаследованными от СССР космическими предприятиями, НАСА действует в бериевском духе. Подведомственным структурам раздают свои части работы – и попробуй ослушаться! Все необходимые материалы из этих структур уходят в фирму Элона Маска. Таким образом он получает, например, отличное программное обеспечение, созданное НАСА для аэродинамического управления и старыми «шаттлами», и новыми модулями для снайперской посадки марсохода. А поскольку Маск – не вор из «едроссии», а фанатик, он получаемое пускает только в дело. В мечту своей жизни. И можно ожидать, что именно его фирма станет первой в высадке человека на Марсе. Элон Маск при этом делает свой проект важной частью реиндустриализации США, возвращения в страну введенной безумными либералами промышленности. Я читал его интервью и знаю, что он ненавидит практику сборки готовой техники из узлов и деталей, сделанных везде – в Китае, Югокорее, Японии и т.д. Элон Маск исповедует вполне советский принцип изготовления всего нужно в рамках одного проекта и у себя в стране. Ибо таким образом обеспечивается и надежность, и изготовление узлов-деталей строго в духе и философии проекта. Не нужно приспосабливать, грубо говоря, корабль будущего к китайским болтам да гайкам. А что делают в РФ? В упор не хотят замечать того, что делает НАСА и перерисовывают советские планы начала 1970-х. Почему? Потому что в наших центрах космической промышленности сидят душевно надломленные после развала СССР старики. За годы долгого безденежья и безнадеги они потеряли и волю, и творческий порыв. Молодежи в каком-нибудь НПО имени Лавочкина образца начала 2010-х – кот наплакал. Сказались и нищенские зарплаты, на которые никто не шел добрых 20 лет, и общая варваризация страны. Старики довольны путинским повышением финансирования, но ничего нового делать не желают. И немногочисленной молодежи по рукам бьют. Сиди – не рыпайся. Американцы готовят раздельную программу высадки на Марс? Чушь. Быть этого не может. Они явно блефуют. А нам надо только повторить старые наработки. При этом даже старики понимают, насколько это сложно и насколько грозит смертью экипажу. Но они тихо осваивают средства. При этом Роскосмос – совсем не прежний Минобщемаш СССР и не американское НАСА. Он не управляет предприятиями отрасли, которые обособились после акционирования в отдельные «феодальные вотчины». Друг с другом они ничем делиться не хотят, каждый думает о том, как бы побольше урвать из бюджета. Ничего подобного нынешней американской схеме частно-государственного партнерства Роскосмос создать не может. Он вынашивает планы соединения всего в одну госкорпорацию. Но это – тупик. Если одна корпорация будет сама себе и заказчиком, и исполнителем, то это – конец. Это будет тот же старческий надлом, вечное повторение старого и черная дыра для бюджетных средств. А тупая власть все вкачивает и вкачивает во все это деньги. И уже видно, чем завершится путинская «марсиада». Максим Калашников |
|