ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Среда, 25 декабря 2024 | » Расширенный поиск |
2012-12-17
Андрей Балканский
Говорит Ким Чен Ир
Историк, автор биографии Ким Ир Сена в серии ЖЗЛ Андрей Балканский недавно опубликовал на «АПН Северо-Запад» беседу с вечным президентом КНДР по случаю его столетнего юбилея. Сегодня - в годовщину смерти его сына Ким Чен Ира, стоявшего у руля Северной Кореи в 1994-2011 годах, - он подготовил интервью и с этим выдающимся историческим деятелем. Оно составлено на основе цитат из текстов, речей и интервью Ким Чен Ира, вошедших в его собрание сочинений (т.т. 1-15, Пхеньян, 1992-2011). - Вы начинали свою деятельность в руководстве Трудовой партии Кореи со сферы культуры - курировали кинематограф, телевидение, литературу, оперу. Насколько, на ваш взгляд, важна эта сфера общественной жизни? - Ее роль очень велика. Возьмем пример телевидения. Когда я занимался организацией телевещания в нашей стране, то не раз приходилось беседовать с ответственными работниками. Я разъяснял им, что обеспечение высокого идейно-политического уровня передач – это главная задача, на решение которой следует обратить главное внимание при оставлении программ. Отредактированные для передачи в эфир материалы, все без исключения, должны быть основаны на линии и политике нашей партии и проникнуты содержанием, содействующим революционному воспитанию людей. В телепередаче каждое слово выступающих и каждая песня артистов тоже должны быть идеологически здравыми и революционными, не говоря уж о том, что информационный выпуск, комментарий, телехроника и другие жанры должны отражать актуальные политические требования партии. На нашем телевидении нет места торговой рекламе, подогревающей жадность к деньгам, или вкусовщине, вызывающей низкопробный интерес у зрителей, как это бывает в телепередачах в капиталистическом обществе. Если выпускать на экран безыдейные вещи, позволяющие людям лишь смеяться и разгонять скуку, то телевидение может утратить свой характер как идейно-воспитательное средство партии, и его воздействие на людей может оказаться плохим. - Президент Ким Ир Сен создал идеи чучхе и сонгун. Вы развивали их в своих трудах и на практике. Как вы могли бы описать суть этой идеологии? В чем ее отличие от гуманизма и марксизма? - Идеи чучхе – новые философские идеи, в центре которых стоит человек. Как учит товарищ Ким Ир Сен, идеи чучхе базируются на философском принципе, гласящем, что человек – хозяин всего, что он решает все. Идеи чучхе, рассматривая коренной вопрос философии, превыше всего ставят человека. По своему взгляду на человека философия чучхе в корне отличается от гуманистической. Философия чучхе рассматривает человека как самостоятельное творческое и сознательное общественное существо. В противоположность этому сторонники «гуманистической философии», отрицая общественный характер человека, рассматривают его как существо, подчиненное инстинктам, как существо, оторванное от мира, обособленное и бессильное. Буржуазная «гуманистическая» философия, отрицающая научное понимание мира и его революционных перемен, проповедует пессимизм и крайний индивидуализм. Что касается марксизма, то ситуация в современном мире совсем не та, которая была в 19 веке, когда создавались эти идеи. По своему классовому составу рабочие превращаются в интеллигентов, резко возрастает число трудящихся, занятых в сферах технического, интеллектуального и умственного труда, по сравнению с людьми физического труда. Кроме того, развитие капитализма приводит к ужесточению господства монополистического капитала и к дальнейшему наводнению реакционных буржуазных идейно-культурных течений, что оказывает пагубное сковывающее влияние на рост классового сознания рабочего класса, повышение его сознательности и революционности. Судя как по обстановке времени, так и по характеру труда и социальному положению рабочего класса и положению дел в рабочем движении, отнюдь нельзя отождествлять рабочий класс наших дней с рабочим классом периода промышленного капитализма или пролетарской революции. Ограниченность марксистской теории революции ясно обнаружилась и при социализме, где трудящиеся народные массы и, прежде всего, рабочий класс, стали хозяевами государства и общества. По теории прежних времен, основанной на материалистическом взгляде на историческое развитие, с приходом рабочего класса к власти и установлением социалистических производственных отношений завершается революция. И, следовательно, это теория не смогла дать точного выяснения закономерного процесса социалистического строительства, происходящего после победы революции, в частности, даже не смогла выдвинуть вопросы о перевоспитании человека, об идеологической революции в условиях социалистического общества. Проводя политику сонгун, наша партия видит главную движущую силу революции не в рабочем классе, а в Народной Армии – это исходит из нового взгляда, новой точки зрения на вопросы о главной движущей силе в революции, о роли революционной армии в революции и строительстве нового общества. - Вы упомянули о проблемах социалистического строительства, в результате которых произошел крах коммунизма в СССР и государствах Восточной Европы. Не могли бы Вы подробнее проанализировать причины этого явления? - Это связано с тем, что в указанных странах не велось классовое воспитание людей, и они отказались от классовой борьбы. Хрущев, взяв в руки государственную власть, ослабил функцию диктатуры государства как оружия классовой борьбы. И естественно, что социализм не был защищен. С падением социализма в СССР и реформированием самого Советского Союза бывшие враги советской власти и их потомки вдруг стали нуворишами, а защитники советской власти и их дети – нищими и безработными. Исторический урок показывает: если партия рабочего класса прекратит классовое воспитание людей и откажется от классовых принципов, то это, в конечном счете, все равно, что копать себе могилу. В прошлом в международном коммунистическом движении появились ревизионисты вроде Хрущева, которые жестко очернили коммунистическую мораль. Хрущев клеветал на Сталина, что производило на людей мира отрицательное впечатление, как будто коммунисты не признают революционеров старшего поколения и грызутся между собой. Ленин, основатель первого социалистического государства, тоже подвергается клевете предателями социализма. Подобные явления были и в других партиях международного коммунистического движения, вследствие чего коммунисты утратили доверие и поддержку народа, и, в конце концов, рухнул ряд социалистических стран. Что касается «свободы» в бывшем Советском Союзе и других европейских странах, где восстановлен капитализм, то это не что иное, как богатые все богатеют, питаясь деликатесами и купаясь в роскоши, а бедные мыкаются в поисках работы, чтобы заработать себе деньги, необходимые на питание, жилище и одежду. В этих странах непрерывно увеличивается число безработных, которых не было при социализме, безудержно растут цены на товары, а уровень жизни населения все более снижается по сравнению с прежним. Сейчас народы этих стран, вспоминая жизнь при социализме, выходят на улицу, на демонстрацию против политики нынешних правительств. В капиталистических странах, правда, легально существуют и действуют рабочие партии. Но в тех странах, которые шли по пути социализма, а сейчас встали на путь реставрации капитализма, эти политические партии подвергаются жестким репрессиям. У Коммунистической партии Советского Союза, имеющей 90-летнюю историю, ренегаты социализма даже конфисковали имущество, и она рухнула в одночасье. Раньше Советский Союз именовался великой державой, а сейчас вместо него слабое государство, и те социалистические страны Европы, которые слепо повиновались ему, тоже подверглись крушению. - В 90-е годы КНДР переживала нелегкие времена: стихийные бедствия, международная блокада, голод… Как удалось выстоять тогда? - В нашей стране в наиболее тяжелом положении по своим природным и географическим условиям находится провинция Чаган. В дни «Трудного похода», объявленного тогда, рабочие провинции Чаган трудились с убеждениями: «Нельзя остановить станки. Пусть голодный дух нас одолеет, но не остановим станки». Какой у них превосходный дух! Беседовал с ними – все просят у меня дела, никто не просит продовольствие или что-то другое. Все трудящиеся, не прибегая к выклянчиванию, живут жизнерадостно, работают с энтузиазмом. С таким духом работала и вся страна. Уже позже, в 2002 году, я снова приехал к чаганцам. Тогда мы построили там птицефабрику, положение с питанием стало выправляться. Когда я осматривал машиностроительный завод, рабочий юного возраста вдруг остановил станок и спешно подошел ко мне и поблагодарил: «Спасибо за такую хорошую курятину и яйца!» Конечно, никто не подсказывал ему так поступать. Просто молодец! И еще: на машиностроительном заводе работали шесть членов семьи, а эта семья, говорят, сразу получила огромное количество куриного мяса и яиц. В день возрождения Родины каждый рабочий машиностроительных заводов провинции получил по два килограмма куриного мяса и десяток штук яиц, а та семья, говорят, получила 12 килограммов мяса и 60 штук яиц. Вся семья, как мне сказали, положила их на пол в комнате и не находила себе места от радости. При виде радующихся рабочих я думал: мы правильно поступили, когда задумали построить птицефабрику для них, и наш труд был не напрасен. И вместе с тем я чувствовал гордость за труд во имя народа, видел в этом смысл служения народу. Если радуется народ, то мне больше нечего желать. - Северную Корею немало критикуют в мировых СМИ. Не считаете ли Вы, что страна нуждается в реформировании и большей открытости? - Наш социалистический строй – передовой, у него нет никаких недостатков. Сейчас в мире нет такой стабильной страны, как наша страна. В нашей стране весь народ, все без исключения, как хозяин государства и общества живет самостоятельной и творческой жизнью, не зная тревог из-за питания, одежды, лечения, учебы, будущего и всяких других забот. Посмотрите на город Пхеньян. На улицах много народу, люди ходят бодро, красиво и аккуратно одетые; на возвышенности Мансу, где стоит статуя великого вождя товарища Ким Ир Сена, людское море; в руках людей букеты цветов. Люди, живущие в Южной Корее, а также во многих других странах, не имея никакой надежды на завтра и уверенности в себе, отмечают новогодний праздник в тисках нищеты, беспокойства и страданий, но с нашим народом дело обстоит не так. Пока у нас не полностью решен вопрос о жизни народа, но если мы лучше будем вести производство и строительство, то мы сможем дать возможность всем нашим людям, образно говоря, питаться белым рисом и мясным супом, одеваться в шелк, жить под черепичной крышей, и тогда наш народ не станет никому завидовать на свете и у нас будет достигнута полная победа социализма. У нас нет нефти и газа – это ничего. Человек пьет воду, но не может пить нефть. Вообще продавать только бесценные природные ресурсы страны – это значит отсутствие заботы о будущем государства и перспективах экономики, это противоречит духу патриотизма. Что касается «критиков», то нас они не особенно интересуют. Мировая интеграция - это орудие реакционной политики империалистов по уничтожению наций. Нам нельзя решать проблемы, опираясь на других. Мы ни в коем случае не должны втягиваться в маховик «реформ», «открытости», о чем твердят империалисты. «Реформы», «Открытость» - путь к гибели государства. Нам ни на йоту нельзя допускать этого. Наша могучая и процветающая держава – это держава, создающаяся при опоре на собственные силы. - Как Вы оцениваете деятельность товарища Ким Чен Ына на посту руководителя КНДР? - Прошедший год стал для нас годом побед и достижений. Мы на высоком уровне отпраздновали столетие товарища Ким Ир Сена. Развивается жилищное строительство – в Пхеньяне отстроен целый новый район высотных зданий. Несмотря на яростное противодействие извне, успешно реализуются наши космическая и ядерная программы. Мы запустили ракету «Ынха-3», которая вывела в космос искусственный спутник «Кваменсон-3». Сейчас на нашей планете 10 стран запускают спутники собственными силами, 9 стран обладают ядерным оружием. 8 стран совмещают ядерное оружие и запуск спутника. Одна из которых – КНДР. Мы и дальше будем развивать высокие технологии, в том числе – информационные. В XXI веке существует три типа дураков: те, кто курят; те, кто не любят музыку; и те, кто не умеют работать на компьютерах. Даже читатели американского журнала «Тайм» выбрали товарища Ким Чен Ына человеком года с большим отрывом. Так зачем нам следовать мировой моде? Мода должна следовать за нами! Беседовал Андрей Балканский |
|