Если кто забыл: Ким Ир Сен — создатель и многолетний лидер Корейской Народно-Демократической Республики, он же Великий вождь, Легендарный герой — Солнце нации, Маршал-отец, Гений теории и практики руководства.
Андрей Балканский, автор первой на русском языке биографии Ким Ир Сена, поставил целью развеять некоторые слухи и написать уж точно не пропагандистскую книгу. Симпатии автора к своему герою, безусловно, просматриваются, но вообще Балканский столько иронизирует над Ким Ир Сеном, что, живи он в Северной Корее, не сносить бы ему головы.
Чего стоит только пересказ историй про то, как работники сельского хозяйства шлют Великому вождю и Маршалу банки с соленьями, а спустя какое-то время получают те же посылки обратно. В ужасе вскрывают их, а там из каждой банки съедено по грибочку или по огурчику и приделаны собственноручные записки Гения теории и практики: «Недосолено», «Пересолено», «Вкусно», «Очень вкусно».
Или как Легендарный герой приходит в детский дом и допытывается у детей, кто из них мочится в кровать, а они, один за другим, гордо отвечают: «Я не мочусь!», «Я не мочусь!», «Я не мочусь!»
Не относясь ни к почитателям товарища Ким Ир Сена, ни к его хулителям, я читал эту книгу в привычном поиске парадоксов и забавных страниц мировой истории. В сочинении Балканского периодически можно обнаружить крайне любопытные сюжеты.
Как всё, например, начиналось. Коммунистическая партия Кореи была создана при помощи большевиков в 1921 году в Иркутске. Сама Корея, напомню, тогда была под властью Японии.
«На Дальнем Востоке интересы Коминтерна представлял видный большевик Борис Шумяцкий. Он играл ключевую роль в создании иркутской группировки. Шумяцкий вынашивал головокружительный план создания единой армии из всех корейских частей Советской России и совершения марш-броска через Маньчжурию для освобождения Кореи. Исполнение этого задания было поручено Нестору Каландаришвили — грузинскому анархисту, легендарному партизанскому командиру, перешедшему на сторону большевиков».
Черт знает что такое, да? Где-то в Иркутске, в полуразрушенной России, грузинский анархист собирается вести корейцев на освобождение их страны. Байрон завистливо курит в сторонке.
Сюжет? Сюжет, да еще какой.
Как ни крути, но после Первой мировой и Гражданской мы странным образом находили в себе силы строить собственные планы касательно будущего Кореи (Китая, Монголии и далее по списку) — а сегодня у нас хватает сил только на то, чтобы рассуждать: опасно или всё-таки не очень опасно наличие сотен тысяч корейских (китайских, монгольских и далее по списку) мигрантов на Дальнем Востоке?
Попутно автор касается китайских дел, рассказывая, как в 1928 году погиб «хозяин Маньчжурии» Чжан Цзолинь. Он «…был убит в результате теракта — неизвестные взорвали вагон поезда, в котором он возвращался в свою ставку. Долгое время считалось, что его устранение было делом японских спецслужб, однако он был убит в результате спецоперации советской разведки, которой руководил резидент ОГПУ Наум Эйтингон. Чжан поплатился за враждебную политику в отношении СССР».
Сюжет? Еще бы! Юлиана Семёнова на него нет.
Что до главного героя книги — то там еще сто сюжетов как минимум.
Звали Ким Ир Сена поначалу Сон Чжу, потому что «Ир Сен» по-корейски — «Восходящее Солнце», а Солнцем он стал далеко не сразу.
Сначала он родился — в день гибели «Титаника», 15 апреля 1912 года, — в чем Балканский усматривает некие символические смыслы.
Юношей Сон Чжу читал Маркса, потом, в 1929-м, полгода сидел в тюрьме за это.
Потом, в 1932-м, вступил в Компартию и несколько лет воевал, а вернее сказать, партизанил против японцев.
Партизанить, как верно подмечено Балканским, Ким Ир Сену было сложнее, чем впоследствии Фиделю с Че Геварой: там всё-таки не джунгли, а горная и лесистая местность с суровым климатом, в горах до -50, сильные ветры… Сами понимаете.
Жрали одну мороженую картошку (сочувствующие партизанам крестьяне убирали для вида только ботву, а картошка до зимы хранилась в земле). Говорят, что именно тогда Ким Ир Сен сформулировал идеологию чучхе (она же — кимирсенизм), о национальной самостоятельности и примате идей над материей. Вполне возможно, что при -50 такие мысли и посещают людей. О том, что материи мало, а идей много.
Кимирсенизм, замечает Балканский, копирует христианские каноны, имея своих святых, свои иконы и обряды. Что, кстати, неудивительно, потому что сам Ким Ир Сен вырос в христианской семье — хоть и стал затем атеистом.
Помимо Маркса на Ким Ир Сена повлияла советская литература, например, роман «Железный поток» писателя Серафимовича. Действительно, кстати, мощнейшая книга — в советские времена это называлось «эпос мужества», так оно и есть, — таких вещей у нас уже не пишут с полвека. Наверное, когда в наших краях похолодает или нужно будет преодолевать неприятный путь из точки А в точку Б, мы к этому наследию обратимся.
Судьба Ким Ир Сена и впредь свершала замечательные зигзаги. В 1939 году японцы давали за его голову 200 тысяч иен. В 1940-м Ким Ир Сен переходит с остатками партизанского отряда на территорию СССР.
Он даже успел послужить в чине капитана Советской армии. Правда, в Отечественной не участвовал, хотя на фронт просился.
Корейская государственность вновь обрела себя после Второй мировой, в связи со стремительным броском Советской армии, переброшенной из Европы, и предсказуемым поражением Японии. Освобождение Кореи заняло всего несколько дней. Но в боях погибли 1500 наших солдат и офицеров.
Естественно, потом Ким Ир Сен написал, что наступление вели корейские партизанские отряды. То есть почти 20 лет они партизанили-партизанили, ничего у них не получалось, но как только русские пошли в атаку — так они сразу сами и победили.
Чтобы вся Корея не попала под советский протекторат, ее распилили на две части по 38-й параллели. Балканский цитирует американского историка Грегори Хендерсона, который писал, что «ни одно послевоенное разделение страны не было столь необъяснимым, не связанным с местными реалиями и не учитывающим мнение народа и положение стран; и нет такого разделения, за которое США несли бы меньшую ответственность».
В 1948-м советские войска покинули Корею.
Впрочем, напоследок мы спасли Восходящему Солнцу жизнь. Во время очередного парада в Ким Ир Сена из толпы бросили гранату. Младший лейтенант Яков Новиченко поймал ее, — но так как бросать гранату было некуда: всюду люди, — упал на нее и накрыл своим телом.
…Здесь, как в фильме «Цитадель», надо сделать паузу.
За поясом у Новиченко была книга «Порт-Артур» — толстенная. Основная сила заряда ушла туда — руку и глаз героический младший лейтенант потерял, но выжил. Они потом еще встретятся и выпьют с Ким Ир Сеном, когда тот несколько десятилетий спустя навестит СССР.
Пока же, как остроумно замечает Балканский, — Советы сделали государство и сдали его «под ключ» Ким Ир Сену.
Владей.
Началось всё просто ужасно — войной между Южной Кореей и Северной. Мясорубка, в которой погибли 5 миллионов человек, закончилась на том же месте, с которого началась — на 38-й параллели.
И дальше южане пошли своей дорогой, а северяне своей.
В начале 60-х Че Гевара посещал Северную Корею и пришел в восторг. Экономика развивалась семимильными шагами, в то время как Южную Корею называли «страной соломенных крыш» и половину бюджета страны составляла помощь США.
В 70-е Южная Корея по уровню развития промышленности обогнала Северную, а в последующие десятилетия ушла далеко вперед.
Японский ученый Харуки Вада утверждает, что Северная Корея не что иное, как партизанское государство — построенное по тому же принципу, что Китай, Куба или Вьетнам. В качестве образца для государственности взята модель партизанского отряда. Главное — безопасность, огромная часть населения — служит (в Северной Корее третья по численности армия мира), остальные ее кормят, периодически недоедая.
В Северной Корее карточная система, фактически безденежные отношения. Зато — бесплатное образование, бесплатная медицина, бесплатное жильё.
«Строго говоря, ее даже нельзя назвать государством третьего мира: где в развивающихся странах население поголовно получает качественное среднее, а пятая часть — еще и высшее образование?» — резонно замечает Балканский.
Отсутствуют организованная преступность, безработица и беспризорность. Страна запускает спутники в космос, имеет ядерную бомбу и действительно независима ни от кого.
Только не подумайте, что я вас приглашаю в Северную Корею.
Там в каждом доме висят портреты обоих Кимов. При пожаре нужно спасать сначала их, а потом всё остальное имущество. Если таковое есть.
Там интернет только внутренний, а половина населения не имеет холодильников и телевизоров.
Зато есть инминбан — такой порядок вещей, который имеет главным принципом коллективную ответственность. Какой-нибудь местный деятель может в любой момент зайти в твою квартиру и поинтересоваться, не читаешь ли ты какую-нибудь ненужную книгу и не слушаешь ли чуждое радио. Если читаешь, то получишь и сам, и все твои соседи.
Там и в законе у них записано, что «права и обязанности граждан КНДР основываются на принципе коллективизма. Один за всех и все за одного». Что называется, привет Дюма и Навальному.
Один месяц в году для всего населения — местные политические курсы. Удавиться просто, как представишь эту тоску.
Впрочем, давятся, как ни странно, куда чаще в Южной Корее, — процент самоубийств там в разы выше, чем в Корее Северной. Вот скажите после этого, что за существо человек?
Балканский в философские дебри не забирается, зато информации для размышления предоставляет более чем достаточно.
Язык вот только суховат. Но когда автор пытается перевести свое публицистическое исследование в русло беллетристики и Ким Ир Сен начинает думать, а Балканский эти мысли записывать, то сразу понимаешь: лучше без излишеств. Лучше строго по существу.
В целом — книга по существу. Или, как пишет Великий вождь, «вкусно». Сахар в норме. Перец все желающие могут добавить по вкусу.
Захар Прилепин
Материал "Новой газеты"