Идея такого названия политической организации родилась как
озарение у художника Эдуарда Якушина.Ранее, в блоге Петербургского Гражданского Комитета, он уже
ответил пугающимся слова «русский»: «С какой стати отдавать, даже просто дарить, имперцам и нацистам, 80% населения страны. «Русский» надо наконец наполнить новым смыслом. Если хотите перезагрузить».Вектор этой «перезагрузки» совершенно ясен – это те европейские корни, из которых когда-то выросли Новгородская и Киевская Русь, да и вообще все множество региональных «
Русей». И хотя впоследствии эти корни были обрублены и раскатаны московским централистским катком, сегодня они вновь неудержимо прорастают…Эта идея давно уже обсуждается в различных кругах сетевых интеллектуалов. Правда, «Европа» подчас трактуется там слишком узко – либо географически, либо в формате Евросоюза. Тот же Якушин справедливо напомнил (вот что значит интуиция творческого человека!), что Европа – это в первую очередь европейская культура и цивилизация. С этой точки зрения авторы «
Сибирской Вольготы» (создающие, помимо прочего, альтернативный энциклопедический проект – Русская Викиславия) являются куда бОльшими европейцами, чем москали (см. определение), обитающие на «европейской части РФ»…«Русскость» и Европа вовсе не являются какими-то противоположностями. Как не противоречат принципу европейской цивилизации «немецкость», «французскость», «английскость»… Конечно, 5-6 веков существования в разных формах Российской империи, с ее агрессивным изоляционизмом, сумели изрядно отдалить русских от Европы. Представлять русских как неких прирожденных антиевропейских имперцев – вообще любимое занятие москальской пропаганды. Но самое забавное, что эту же пропаганду – только с обратным знаком – повторяют и некоторые нынешние «антиимперцы», стремящиеся «в Европу» за счет отрицания «русскости».
Вот, к примеру, Виталий Чернов
говорит много правильных слов о растущих в современной Европе процессах регионализации и «глокализации» (последний термин он, вероятно, узнал из моей книги). Но, с прямо-таки троцкистским нетерпением, пытается ставить телегу впереди лошади – все «русское», мол, надо отменить как излишний универсализм и идентифицироваться исключительно по регионам.Наверное, шотландцы, бретонцы и фламандцы одобрили бы такую стратегию. Ибо у них есть существенные языковые и культурные отличия от других регионов своих стран. Регионализм вообще начинается с развитой региональной идентичности в сфере культуры и самосознания – политика идет лишь заключительным аккордом. Но в Ингерманландии этим культурным драйвом занимается лишь
Вадим Курылев со своими «Электропартизанами» – да и те поют по-русски. Остальных «краеведов» работа по развитию региональной идентичности – именно в сфере современной массовой культуры – особо не прельщает. Они предпочитают лишь какие-то политические декларации, которые без этого «культурного слоя» остаются пустым местом… Я уже давно предлагал Чернову опросить на Невском сотню прохожих, и даже готов был с ним спорить, что вряд ли кто из них знает (а многие даже и не произнесут) слово «Ингерманландия». Но это его не смущает, и он на русском языке предлагает всем перестать считать себя русскими. Что там говорил булгаковский герой про шизофрению?..Помимо культурного, есть и другой важнейший аспект регионализма – экономический, на который обратил внимание Владимир Голышев в
нашем недавнем выступлении на Радио «Свобода»: «Ключевым вопросом в России является вовсе не наличие у тех или иных регионов флага, гимна, армии или денежной единицы... Принципиальным является вопрос, кто распоряжается собственностью, располагающейся в том или ином регионе».Действительно, в горячем «краеведческом» воображении можно рисовать сколько угодно флагов и границ – но если основные предприятия твоего региона (в силу нынешней всеобщей «вертикали») принадлежат каким-то столичным олигархам, грош цена такой «независимости». Она в лучшем случае может быть колониальной бутафорией…
Вообще, порой складывается впечатление, что некоторые ингерманландские «краеведы» путают современную
глокализацию с банальным изоляционизмом. Они что, мечтают огородить свой регион советскими границами с колючей проволокой? Ну и получат нечто вроде коммунистической Албании, на границах которой в свое время Энвер Ходжа наставил дотов в страхе перед «империалистическим вторжением». Правда, весь окружающий мир относился к этому как в анекдоте про Неуловимого Джо…Актуальная задача русского регионализма (нас в данном случае интересуют регионы, преимущественно населенные русскими) состоит не в том, чтобы рисовать какие-то фантастические карты «отдельных государств» и придумывать их «конфедерацию», но в создании и развитии структур гражданского самоуправления. А уж затем форму объединения действительно самоуправляемых регионов подскажет сама жизнь… В противном случае, если самоцелью является сепаратизм, это может привести лишь к развалу РФ по модели СССР, где в «независимых государствах» у власти осталась та же номенклатура. Но вот обрадуются ли питерские «краеведы», если «президентом Ингерманландии» объявит себя мадам из Шепетовки?
Впрочем, развитие ситуации в постсоветских странах порою подсказывает неожиданные парадоксы... В прошлом году я уже
предлагал учесть опыт украинской Партии Регионов, и перенести его в Россию. Но только здесь ее «римейк» сработает в принципиально ином – европейском направлении. Если Русское Народно-Освободительное Движение Сергея Гуляева подхватит идею регионализма – оно станет лидером этого давно назревшего процесса освобождения русских от многовековой Орды. Но пока мы все еще дожидаемся его обещанной программы… И переслушиваем старую песню о главном:Вавилон – город как город,
И печалиться об этом не след.
Но если ты идешь – мы идем в одну сторону:
Другой стороны просто нет.