В Петербурге очень любят переписывать законодательство, связанное с властными органами. Каждый выборный сезон в Заксобрании создают новые редакции выборных законов, подстраивая их под себя. А в те моменты, когда депутаты не заняты переписыванием законодательства для себя любимых, они вносят правки в законы, касающихся муниципалов.
Вот и в мае под шумок приняли поправки в закон «Об организации местного самоуправления Санкт-Петербурга». Поправки позволяют главе города разогнать муниципальных депутатов, если те не желают работать. Если быть точнее, в новой редакции губернатор сможет разогнать муниципальный совет, а, следовательно, и всех депутатов, если «избранный в правомочном составе муниципальный совет муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания». При этом «правомочным» заседанием считается только то, на котором присутствует более 50% от числа избранных депутатов.
К слову сказать, согласно старой редакции закона губернатор тоже могла отстранить депутатов своим указом. Правда, чиновникам Смольного для этого нужно было инициировать долгую и нелегкую судебную процедуру: основанием для начала судебного дела могло стать только принятие муниципальными депутатами правовых актов, противоречащих федеральному или местному законодательству.
Теоретически наличие механизма контроля государства за выполнением функций МО выглядит логичным. Если не учитывать Конституцию. Как гласит основной закон страны, муниципальная власть не является государственной, ей не подчинена и от нее не зависит. Система местного самоуправления формально зависима только от волеизъявления народа. Однако опыт показывает, что возможности жителей Петербурга повлиять на муниципалов весьма ограничены. В муниципальных округах большинство депутатов – ставленники «Единой России», имеющие покровителей на разных уровнях власти. Они не боятся «поруганий» сверху, а на «поругания» снизу, то есть на народ, им вообще плевать (за исключением времени предвыборной кампании), потому, что они знают – население вряд ли будет инициировать отставку депутата. Это долгий процесс, где для конечной цели необходимо собрать жителей округа, добиться на собрании жильцов принятия решения об отстранении депутата, обратиться в суд. Кроме того, большинство граждан даже не знают, что они имеют право отзывать неугодных депутатов.
Принятые ЗакСом поправки выглядят как прямое вмешательство государства в дела самоуправления. Особенно если учесть, что процедура роспуска придумана специально на случай появления в советах оппозиции. Сам закон имеет очень скользкий характер. С одной стороны, если депутаты и другие представители не выполняют своих непосредственных обязанностей, то есть банально не озеленяют двор и не помогают старушкам с субсидиями, то отстранить от должности их никто не может, за исключением самих жителей. С другой, если депутаты не собираются раз в три месяца на заседание – то это уже непосредственно уход от своих обязанностей.
Как тут не вспомнить случай с муниципальным образованием «Гражданка» прошлого созыва. Там большинство имели представители партии «Яблоко», которые частенько не сходились во мнениях с коллегами-депутатами и районной администрацией. Совет погряз в судах разного уровня. «Яблочники» постоянно стремились подсунуть палки в колеса районным чиновникам. Понятно, что такое положение ни Смольный, ни ЗакС не устраивало. Основной официальной претензией Смольного была ситуация, при которой муниципалы не собирались на собрание. Теперь повторение данной ситуации невозможно, даже если бы «яблочники» чудом «прорвались» на выборах. Процедура досрочного роспуска станет достойным дополнением к праву ЗакСа лишать муниципалитеты части полномочий.
Все это говорит об уникальных способностях наших властей. Сначала на отечественную почву привносятся, в общем, полезные новации, которые должны способствовать таким замечательным вещам, как демократия и гражданское общество. Но потом от многократного повторения этих слов, за которыми для власти ничего не стоит, смысл их полностью выхолащивается и опошляется. Остается лишь формальное следование букве закона.
Так и с местным самоуправлением. В Петербурге оно, вроде как, и есть, но с другой стороны - совсем незаметно. Власти хорошо подстраховались от того, чтобы оно стало реальной силой, фактически лишив его каких-то реальных политических функций и финансирования. Зато его можно использовать, как политический инструмент. Как это делает, к примеру, «Единая Россия».
В минувший четверг городские единороссы провели очередную региональную конференцию. На ней партийцы устроили «порку» одному из своих коллег - депутату ЗакСа Александру Салаеву из Колпино. Салаев не мил многим своим коллегам по разным причинам, начиная с того, что не ходит на работу, заканчивая спецификой поведения. В принципе, придраться есть к чему. Но так ведет себя не один Салаев. Поэтому закономерно возникает подозрение, что от кураторства районным отделением он отстранен именно за то, что плохо руководил выборами единороссов в муниципалы в Колпино. Там они набрали меньше всего голосов, около 41 %. При том, что выборы эти проходили не по партийным спискам, то есть были «беспартийными». Опять же - формально и теоретически.
Ольга Мясникова