С умным человеком и поговорить приятно, - пишет публицист Андрей Пионтковский на сайте grani.ru, полемизируя со статьей Станислава Белковского. - Только сначала давайте договоримся, о чем мы спорим.
Странно, что такой автор, как Станислав Белковский, тонко чувствующий текст, мог увидеть "призыв не трогать миф Путина" в словах "воцарится смятение в умах, сопоставимое с временами, когда "оказался наш отец не отцом, а сукою".
Мои статьи после 5 ноября, даты, которую я считаю очень важной вехой в нарастающем системном кризисе российской власти, посвящены не призывам, а анализу последствий необратимого, на мой взгляд, размывания путинского мифа.
Новации, предложенные 5 ноября, означают, что клептократическим режимом и его наиболее выдающейся посредственностью осознана нависшая над ними угроза.
В архаичных политических культурах, классическим примером которых является сегодняшняя Российская Федерация, чрезвычайно важная символическая, сакральная по сути роль отводится вождю племени.
В глазах соплеменников он должен обладать магической способностью предотвращать засуху, покрывать как можно большее количество самок, помечать фекалиями племени какие-то новые территории. Если племя вовлечено в натуральный обмен, то требовать максимальное количество бус за добываемую племенем огненную воду и производимые им наконечники для стрел.
Когда в силу объективных причин тележрецам уже не удается поддерживать в создаваемой ими виртуальной реальности миф об астральных способностях альфа-самца, в "элитах" племени возникает политическая дестабилизация, выражаемая известной формулой "оказался наш отец..."
Вот примерно такая ситуация сложилась и в нашем Отечестве на фоне глубокого экономического кризиса. К тому же как раз в этот неприятный момент конкретный вождь очень некстати временно оказался на позиции ответственного прежде всего за провальную на ближайшие годы экономическую повестку дня. А у появившегося в результате всем известной комбинации потешного вождя остались такие выигрышные и тонизирующие племя функции, как ритуальное вставание с колен, брутальная демонстрация кузькиной матери и духоподъемная маркировка территорий.
Форсируемые в авральном режиме поправки 5 ноября предвещают скорое освобождение вождя от скучных экономических обязанностей и возвращение ему основных магических инструментов. Уже 20 ноября он произнес предвыборную речь, обещавшую всем - от олигархов до безработных - всё.
Решение далеко не бесcпорное. Несознательная часть племени может воспринять эту рокировочку как постыдное дезертирство вождя с важнейшего для выживания популяции участка. В любом случае ему придется очень громко бренчать своими державными погремушками, чтобы прикрывать все более очевидную наготу воровской путиномики. Может и добренчаться.
Поэтому я понимаю недоумение уважаемого коллеги, когда он восклицает: а почему бы нам не прибегнуть к стандартной процедуре, которая тысячу раз реализовывалась в подобных ситуациях в традиционных культурах - символическое съедение вождя и назначение нового, тем более что у нас он уже формально назначен. "Ступайте царствовать, Государь", - скажет группа решительных мужчин, принесших на подпись указ об отставке премьера. А там монархический ритуал, телевизионная свита и каноническое разоблачение злодеяний предыдущего режима всё вытянут.
Мне все же представляется, что Путин - это действительно наш последний миф. Изнасилованное племенное сознание устало от бесконечных фрустраций и вряд ли способно воспринять новую мобилизующую структуру. Лоббируемый коллегой сценарий из параллельной реальности закончится классической мизансценой:
С.Белковский: Что же вы молчите? Кричите: "Да здравствует царь Дмитрий Анатольевич!" Народ безмолвствует.
Комментарий "АПН-СЗ":
Андрей Пионтковский отстаивает наиболее распространенную в оппозиции (и не только) точку зрения на последние события как шаг к досрочным выборам президента и возврату Путина на трон. Между тем, в его рассуждениях есть противоречия. Высказаны следующие бесспорные тезисы -
1. Происходит необратимое размывание путинского мифа.
2. Вождь некстати оказался ответственным за экономическую повестку дня.
3. У потешного вождя остались такие выигрышные функции, как ритуальное вставание с колен, брутальная демонстрация кузькиной матери и духоподъемная маркировка территорий.
Из этих заключений следует естественный вывод, что вождь посепенно оказывается в глазах населения "не отцом, а...", а потешный вождь соответственно все больше воспринимается как настоящий.
Все это на руку Медведеву, который только-только почувствовал ни с чем не сравнимый вкус верховной власти. И что, спрашивается, мешает ему использовать сложившуюся ситуацию для того, чтобы заполучить себе весь наш "сахарный" Кремль целиком?