Письмо министерства просвещения с предложением снять ремейки «Александр Невского», «Судьбы человека» и других известных фильмов СССР ушло в Департамент кинематографии и цифрового развития министерства культуры 28 июня. По мнению ведомства такие картины будут способствовать «сохранению исторической памяти и формированию патриотизма». Из минкультуры документ ушёл в Союз кинематографистов, и 5 июля список ремейков без каких-либо комментариев появился на сайте организации. Через две недели стало ясно, что народ инициативу осуждает, а Кремль не поддерживает. И председатель Союза Кинематографистов Никита Михалков самолично заклеймил чиновников минпросвещения (дипломатично не называя его главу, Сергея Кравцова) в своей передаче «Бесогон».
Никита Сергеевич скорбно вопрошал (13.57 - 16.25): кто из нынешних актёров сможет столь проникновенно сыграть пленного красноармейца из «Судьбы человека» как Сергей Бондарчук? Сурово напоминал, что образ Александра Невского в Ледовом побоище уже неотделим от Николая Черкасова, и даже его лицо на советском ордене черкасовское. Логично указывал (18.23 - 18.55) на убожество уже снятых ремейков знаменитых советских кинокомедий «Кавказская пленница» и «Джентльмены удачи», которые к тому же сокрушительно провалились в прокате…
С Михалковым нельзя не согласиться, но он забыл обличить самого себя. Ведь в интервью «Аргументам и фактом» именно кинофюрер Всея Руси и предложил переснять советские исторические ленты:
«Я думаю, скоро настанет черед исторических картин. У нас это может быть война 1812 года, Куликово поле, Александр Невский. Можно сделать потрясающую серию ремейков, повторив картины, которые уже были сняты. Взять те же сценарии – "Адмирал Ушаков", "Суворов", "Кутузов" и пр., вынуть из них идеологию, актуальную для того времени, которой они были перегружены, и снять шикарные фильмы».
Больше всего тут умиляет пассаж насчёт идеологии. Усатый шмель имел в виду коммунистические догмы? Нет, в упомянутых им советских фильмах они отсутствуют. Адмирал Ушаков в ленте 1953 года, хотя и взял в матросы беглого пугачёвца, но ни разу не направлял пушки своей эскадры на окопавшегося в Михайловском замке Павла I. И генералиссимус Суворов в картине 1941 года не напутствовал на свержение самодержавия юных декабристов. И князь Александр Невский в исполнении Черкасова не призывал новгородское вече к пролетарской революции.
Тем не менее, от пролетевших михалковских творений эти фильмы отличаются принципиально. Ни в одном из них армией не командуют маньяки, посылающие солдат с черенками от лопат на пулемёты, как в «Цитадели». Солдаты не являются дебилами, которые привязывают себе на спину дверь для защиты от пуль (украдено из «Похождений бравого солдата Швейка»), как в «Предстоянии». Выпускники военных училищ не пресмыкаются перед американскими шлюхами, как в «Сибирском цирюльнике». Наоборот, русские в советских картинах успешно бьют врагов и как раз идеологию победы Михалков в своих шедеврах и заменил содержимым перегруженного фуршетами кишечника.
После того, как зритель отказался смотреть последнее тошнотворное творение «Солнечный удар» (бюджет – 24 млн. долларов, сборы – 1,7 млн.), режиссёр уже десять лет ничего не снимает, и хочется верить, что до конца жизни не снимет. Вместо фильмов он радует публику экранными нравоучениями, иногда вытаскивая на свет собственную душевную гниль. Например, в истории с первым президентом России Борисом Ельциным, которого кинофюрер сейчас отважно призывает объявить преступником посмертно. И обиженно пыхтит, когда ему напоминают пресмыкательство перед покойником, когда тот был у власти. Наверное, как и в случае с ремейками, склероз замучил.
Юрий Нерсесов