АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2008-07-01 Борис Якеменко
Православие - не религия стариков и "лузеров"

- Каковы главные задачи православного корпуса движения "Наши"?

- Наш корпус - это общественная молодежная организация, состоящая из искренне верующих людей. Он был создан не столь давно и призван выполнять следующие задачи: привлекать молодежь в Церковь, рассказать на доступном молодым людям языке, что Православие - не религия стариков и "лузеров", а вера вполне успешных людей, любящих свою Родину, свою культуру, свой язык. То есть наше православное направление защищает Церковь и культуру. При этом любая наша крупная инициатива обсуждается с Церковью, и мы действуем только по благословению. В прошлом году на озере Селигер состоялся слет движения, приезжали священнослужители, читались лекции, проводились беседы, была отслужена миссионерская литургия.

- Как происходит православное свидетельство в летнем лагере "Наших"? Что было в прошлом году, как будет в этом?

- В прошлом году мы были созданы буквально за два месяца до Селигера, поэтому для нас было важно собрать команду, которая смогла бы отработать какие-то форматы. В летнем лагере мы собрали несколько тысяч подписей за введение "Основ православной культуры", отмечали христианские праздники, прошла миссионерская литургия, которую отслужили отец Всеволод Чаплин, отец Андрей Кураев и монахи Нило-Столобенской пустыни. Мы работали в монастыре, разговаривали с огромным количеством людей, обсуждали многие духовные вопросы. То есть можно сказать, что мы на Селигере организовывали духовную жизнь.

В этом году, конечно, там будут проведены акции, которые мы уже опробовали. Но, кроме того, учитывая, что нынешний Селигер - это инновационная площадка, мы постараемся разработать комплекс предложений по организации православных молодежных структур и будем представлять их различным епархиям в качестве определенных рекомендаций к действию, будем вступать с ними в контакты и так далее. Разумеется, в этом году также будет служиться миссионерская литургия. На Селигер приедут известный богослов Алексей Осипов, игумен Сергий (Рыбко), проповедующий среди неформальной молодежи, протоиерей Всеволод Чаплин, многие представители духовенства будут там жить. Поэтому мы надеемся, что тем, кто в этом году поедет на Селигер с 12 по 26 июля, будет объясняться суть и значение православия.

- Что представляла собой миссионерская литургия, которую в лагере "Наших" служили отец Всеволод и отец Андрей?

- Эту литургию служили на большой сцене, на которой обычно выступают различные команды. Накануне два иеромонаха исповедовали огромное количество желающих, более 400 человек. Очень важно, что большинство из этих людей исповедовалось впервые. На следующий день исповедь продолжилась, после чего была отслужена литургия с участием монахов Нило-Столобенской пустыни и хора православного корпуса "Наших". В силу того, что богослужение совершалось на открытой сцене, все могли видеть, что там происходит. Не было традиционного иконостаса. Отец Андрей Кураев объяснял, что будет читаться в Евангелии, Апостоле, что такое евхаристический канон от начала и до конца.

После литургии люди подходили к отцу Всеволоду и признавались, что, хотя они ходят в церковь довольно давно, впервые им все было так доступно и понятно. Сам отец Всеволод в книге "Лоскутки" говорит, что одним из самых сильных впечатлений для него была миссионерская литургия в лагере "Наших" на Селигере, а это очень дорогого стоит. Надеемся, что в этом году у нас пройдет еще и миссионерская всенощная.

Там же, в лагере, отец Всеволод крестил и венчал в часовне. Мы записали все богослужения, и диски с ними раздавали некоторым архиереям на прошедшем Архиерейском Соборе в качестве определенного пособия. Это серьезный опыт, который следует изучать.

- В таком случае что Вы можете ответить тем пастырям, которые отказываются признавать такой опыт и требуют прекратить практику миссионерских литургий?

- Перед Богом нет плохих людей. Недопустимо считать человека греховным только потому, что у него ирокез, или серьга в ухе, или юбка не той длины... Только один Бог знает, кто праведен, а кто нет, и подходить с такой меркой совершенно недопустимо. Как говорил Коровьев, "вы можете ошибиться, причем весьма крупно". Поэтому мы часто говорим, что внешний "нарост" на неформальной молодежи - это попытка защиты от грубого общества. Под этим "наростом" скрывается чуткая и ранимая душа, которую надо открывать. Отец Сергий, который работает с панками, хиппи, неформалами, делает их совершенно нормальными людьми. На Селигере исповедовалось почти 500 человек, и вы бы видели этих людей! Они до Селигера, похоже, никогда раньше порог храма не переступали. Видно, что у них было много того, что нужно было открыть священнику, в чем нужно было исповедоваться перед Богом. И это очень важно.

Интерфакс-религия