Всё-таки с QR-кодами что-то не получается. Примерно месяц назад я записал видео, где доказывал, что введение этой системы на транспорте сейчас практически невозможно. - Рассуждает левый мыслитель и публицист Борис Кагарлицкий в своем тг-канале. - Мне отвечали, что никаких проблем нет, а наладить контроль можно безо всякой аппаратуры, достаточно, чтобы у каждого кондуктора был смартфон, а у каждого пассажира вдобавок к листочку с черным квадратиком ещё и паспорт. О том, что у кондуктора может не быть смартфона, разумеется, никто не подумал. Но беда в том, что в большей части автобусов, трамваев и маршруток нет и кондуктора.
Впрочем, гораздо важнее то, что сам по себе факт проверки QR-кода кондукторами и охранниками в торговых центрах, кафе и ресторанах с точки зрения задач власти не дает ровным счетом ничего. Тотальный контроль, к которому стремится российское начальство, предполагает необходимость все данные централизовать и обобщать. В этом случае появляются сразу две возможности. С одной стороны, можно получать массив информации (big data), позволяющие оценивать в принципе передвижения людей (куда ходят, где сидят, на каком транспорте ездят), а с другой стороны, вычленять перемещения каждого отдельного человека, а при необходимости накладывать эту информацию на данные о других людях, выясняя, кто с кем и где пересекается. Это позволяет меньше использовать шпиков и топтунов, налаживая тот самый цифровой концлагерь, которым нас пугают. Но, увы, аппаратуры для такого контроля у государства пока нет, а главное — для сбора данных на местах понадобится столько народу, что проще обходиться привычными топтунами. Да и для обработки данных нужны дополнительные специалисты, которые сейчас по большей части работают в частном секторе или уже заняты правительством для решении каких-то иных задач. И стоят они недешево.
В общем, пока электронный концлагерь не получается, как бы об этом ни мечтало начальство. И даже обычный контроль (без обработки и анализа данных) наладить не удается. Попытки проверять коды и паспорта всех пассажиров при посадке в метро или автобусы закончились в Казани полным провалом — приходится либо отказываться от контроля, либо смириться с параличом транспорта. В торговых центрах охрана продержалась всерьез дня два-три, а потом начала халтурить. В итоге люди проходят в магазины по чужим QR-кодам, а иногда прикидываются утюгами, бытовой техникой или продуктами.
Так и не получив нужного результата, власть умудрилась спровоцировать в обществе всплеск раздражения и агрессии в масштабах, серьезно превышающих то, что мы наблюдали во время пенсионной реформы. Ссылки на то, что «ведь и на Западе тоже так» не помогают. Пропаганда же сама объяснила людям, что всё идущее оттуда — зло. А к тому же доходят сведения о протестах в Италии и других странах, где народ подобные меры не просто не поддержал, а начал сопротивляться.
В итоге Государственная Дума в спешном порядке корректирует свои планы и снимает с голосования законопроект о тотальном контроле на транспорте. С QR-кодами приходится повременить. Мало того, что овчинка не стоит выделки — так и не решили, каким способом её выделывать.
Но не надо расслабляться. Во-первых, никто от этой идеи не отказывается. И мы давно уже знаем — чем более идея идиотская, тем с большей агрессивностью и параноидальным упорством власть имущие будут её продвигать. А во-вторых, фантазия наших начальников безгранична. Если не получится с QR-кодами, придумают что-нибудь ещё.
Комментарий "АПН Северо-Запад": Попытки введения элементов электронного концлагеря уже были. Например, премьер Михаил Мишустин хвастался, что может отследить чек на каждую чашку кофе в столичных кафе с кассовыми аппаратами. А московские власти несколько лет назад разметили в метро систему видеонаблюдения, которая использовалась для отлова оппозиционных активистов. Но это действительно лишь робкие шаги - с big data пока не выходит каменный цветок.