АО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК) подготовила «Концепцию по созданию судостроительного проектно-исследовательского центра» за счёт объединения всех своих проектно-конструкторских бюро, расположенных в Петербурге, на площадях ФГУП «Крыловский государственный научный центр». В то же время «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2035 года», утверждённая правительством, не предполагает никаких мероприятий по слиянию или объединению отраслевых организаций.
Налицо явное противоречие планов Правительства России и ОСК. Удастся ли Алексею Рахманову «продавить» Дениса Мантурова в этом вопросе, какие истинные цели преследует создание судостроительного проектно-исследовательского центра ОСК в Санкт-Петербурге и как скажется эта «оптимизация» на развитии российского судостроения?
Почему суда строятся не в России
«Версия» неоднократно обращалась в своих публикациях к деятельности ОСК. В материале «ОСКолки» мы предположили, что её создание было в своё время инициировано для своеобразного «ответного хода» против создания Сергеем Чемезовым «Ростехнологий». Изначально консолидация судостроения преподносилась как необходимость единого отраслевого координирующего подхода, однако главной целью, вероятнее всего, было сосредоточение финансовых потоков по строительству судов в одних руках. Коррупционные скандалы, потрясающие корпорацию с заметной периодичностью, полностью подтверждают наши предположения. Ведь строить современные корабли и суда и контролировать финансовые потоки – совсем не одно и то же…
Именно об этом мы писали в другой нашей публикации: «"Аврора" 1917-2017 годов: от революции до коррупции». В ней было подчёркнуто: в чём ОСК действительно преуспела, так это в количестве постоянно растущих уголовных дел на руководителей того или иного ранга предприятий, входящих в её состав, а также в постоянно увеличивающемся цифровом исчислении сумм совершённых хищений и злоупотреблений. А статьёй «Рукотворные причины катастроф» мы прямо указывали, как в ОСК осуществляется программа импортозамещения, когда, например, лоббисты украинской промышленности в ОСК выдавливают производителей отечественной оригинальной продукции в пользу контрафактной, к тому же изготовленной на территории государства, в данный период совсем не дружественного нашей стране. Предупреждая, что может в результате подобных действий произойти, мы были во многом правы, и многочисленные случаи откровенных провалов в последующем полностью это подтвердили.
В июле 2020 года и год спустя, в июле 2021-го, руководитель ОСК Алексей Рахманов уверенно докладывал Президенту России о «существенных успехах» в работе судостроительной корпорации. Правда, буквально через два дня после нынешнего доклада в СМИ появилась информация, что, например, строительством нового ледокола для Севморпути займется турецкая верфь. Там же сообщается, что в последние годы Россия все чаще и чаще заключает контракты по строительству крупных судов в той же Турции и других странах. А «Росатом», в частности, планирует строительство восьми контейнеровозов ледового класса, скорее всего, в Китае или Южной Корее. Почему это происходит? Якобы российские подрядчики не участвуют в таких тендерах, поскольку не готовы их выполнять по предлагаемым ценам. Закрадывается крамольная мысль о том, что коррупционная база таких контрактов заметно сжалась, вследствие чего руководству ОСК они неинтересны. А иностранным фирмам почему-то эти контракты интересны и выгодны. Или же зарубежные компании имеют более развитую производительность, что удаётся не только строить корабли, но ещё и обеспечивать «откаты» российским заказчикам при такой же или даже меньшей итоговой стоимости заказа.
Тяга к чужому караваю
По всей вероятности, искренне считая, что во вверенном ему хозяйстве дела идут очень даже замечательно, Алексей Рахманов подумал, выражаясь словами одного из героев гениального Евгения Евстигнеева, «не пора ли, друзья мои, замахнуться, на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира»…
И вот, в недрах ОСК якобы в целях реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года родилась «концепция создания судостроительного проектно-исследовательского центра». Причём она, на наш взгляд, слабо соотносится со «Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2035 года», утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 2553-Р.
Для этого нужна сущая мелочь – забрать под себя все площади, занимаемые в Санкт-Петербурге ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Заметьте, в приведённом документе не говорится о том, чтобы включить «Крыловский центр», названный так в честь выдающегося российского и советского судостроителя Алексея Николаевича Крылова, в состав ОСК. Речь идёт об «объединении всех проектных бюро группы ОСК» на его площадях. Каково? Как тут не вспомнить русскую поговорку: «На чужой каравай рот не разевай».
А далее в этом документе идёт ключевая фраза о том, ради чего, на наш взгляд, вся эта катавасия и затевается (объединительная концепция): «может быть профинансирована за счёт освобождения площадей, находящихся в привлекательных для инвесторов районах Санкт-Петербурга». Занавес! За этой фразой, очевидно, стоят некие интересы, совершенно далёкие от российского судостроения – так сказать, сухопутно-строительные. Подобная схема не нова – многие российские предприятия оборонных и других значимых для экономики России отраслей были развалены именно потому, что с советских времён имели неосторожность расположиться на землях, которые в нынешний век российского строительного бума являются поистине «золотыми».
Эта участь, кстати, не обошла стороной и многие питерские КБ, имеющие большую историю. Мало того, что Алексей Рахманов хочет отобрать чужие территории, так он желает ещё согнать всех судостроительных проектантов (которые не успеют разбежаться после оптимизации) в один «центр», а имущественные комплексы и земельные участки, принадлежащие им, пустить с молотка неким «инвесторам». Соответствующее письмо было направлено им и министру промышленности и торговли Денису Мантурову, который, без сомнения, отнесётся к нему с интересом, а то и сам выступит в качестве «инвестора» через близкие ему структуры. Как известно, к строительному бизнесу торгово-промышленный министр относится едва ли не более трепетно, чем к курируемой им промышленности. Всё же опыт по освобождению площадей для продажи их так называемым «инвесторам» у него огромный, о чём мы неоднократно писали в своих публикациях.
Что характерно, чуть ранее, в апреле текущего года, появилась информация о том, что «Алексей Рахманов предложил министру Денису Мантурову передать ОСК ЦНИИ судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ). Этот институт входит в состав Крыловского научного центра. Однако Крыловский центр не хочет отдавать институт, поскольку ЦНИИ приносит хороший доход». На это стоит обратить внимание, и вот почему.
Дело в том, что ЦНИИ СЭТ до марта 2020 года возглавлял нынешний генеральный директор «Крыловского центра» Олег Савченко. По итогам его работы за прошлый год, согласно бухгалтерской отчётности, убыток Крыловского центра сократился более чем на 100 млн рублей. В ОСК прекрасно понимают, что при такой работе «Крыловский центр» может в ближайшие годы из убыточного превратиться в прибыльное предприятие. К тому же это в курируемой Минпромторгом промышленности не приветствуется, ибо экономическая успешность любой промышленной единицы делает её более независимой от министерства. Ведь при нормальном финансовом положении совершенно не нужно бегать на поклон в Минпромторг за дотациями. Следовательно, возможность оперировать ссылками на его предбанкротное состояние вполне может и исчезнуть. Поэтому, судя по всему, и идут в адрес министерства бумага за бумагой с настоятельными просьбами отдать ОСК «Крыловский центр» (ну, нехорошо же выбиваться из российского общепромышленного упадка, показывая возможность успешного развития не сырьевых направлений). Какие переговоры ведутся, так сказать, в «кулуарах», кому и какие «авансы» обещаются, нам доподлинно не известно. Однако, как утверждают наши источники, речь идёт о весьма и весьма серьёзных цифрах.
Реализация рахмановской «Концепции» грозит утратой уникальной стендовой и испытательной базы, которой обладают проектные конструкторские бюро, а также потерей высококвалифицированных сотрудников научных и проектных школ. Ещё и не имеющему аналогов в мире оборудованию «Крыловского центра» грозит полное уничтожение. Вряд ли это кого-то волнует из «оптимизаторов», когда на кону стоят очень большие деньги.
Так что же получается? Вместо того, чтобы заниматься собственными проблемами в ОСК, коих накопилось немало, Алексей Рахманов желает захватить то, что ему не принадлежит, то, что с таким трудом создавал и сохранял академик Валентин Пашин, возглавлявший «Крыловский центр» более 20 лет?!
А ведь собственных проблем у корпорации, как говорится, «выше крыши». Одно только число уголовных дел за период руководства Алексеем Львовичем корпорацией, заведённых на её предприятиях, стремительно приближается к сотне. Может, руководителю ОСК стоит приобрести большое зеркало, повесить его в собственный кабинет и каждое утро внимательно вглядываться в него? Особенно, когда возникают мысли о чужих проблемах и убытках, которые очень хочется конвертировать в собственный доход.
Сергей Кокорин
Источник - "Наша Версия"