Ну, вот еще один симптомчик у нас явил представитель совершенно другого лагеря, другого представления – Шахназаров, который решил, что теперь советское кино должно быть еще одной темой для преподавания в школе, еще одним уроком. Что нужно организовывать какой-то великий музей советского кино. - Витийствует публицист и либераст Александр Невзоров на "Эхе Москвы". - Я понимаю, что я касаюсь темы гораздо более болезненной. Я со своими холодными и рептильными лапами трогаю, действительно – это уже не какое-то там православие – это святое. Потому что все эти летучие журавли плачут черно-белые, толстый Бондарчук... Притом, что советское кино – это, в общем, конечно, еще один идол, еще один фейк. Он въелся очень крепко. И трезвая его оценка, она, наверное, болезненней даже обрушение космоса.
Понятно, что в условиях свободной конкуренции лент, если бы тогда в Советском Союзе были бы открыты врата для американской, итальянской, французской подлинной кинопродукции – не просто какой-нибудь «Виннету – сын Инчу-Чуна» периодически бы проскальзывал или «Миллион лет до нашей эры», а если бы действительно был допущен настоящий кинематограф, – то фильмы эти советские никогда бы не стали культом, по крайней мере, они никогда бы не были так влиятельны.
И надо понимать, что все равно, когда говорится о советском кино, мы говорим о продукте жесточайшей идеологической фильтрации. Может быть, вы помните, какое количество штемпелей – лиловых, синих, черных, красных – должно было появиться на титульной странице сценария, чтобы хотя бы допустили запуск в производство. Это еще не гарантировало…
И причем это еще не была гарантия проката, это была гарантия запуска. И исключений в этом деле нет, потому что всякие «Сталкеры», «Солярисы», «Самогонщики», «Рублевы», «Афони», «Тихие зори» – это всё варево из одной кастрюли.
(И Штрилиц) оттуда же. Это бесконечно любимо только потому, что это росло без конкуренции.
Комментарий "АПН Северо-Запад": Продукция сталинского "анти-голливуда" имела высочайшее качество, некоторые фильмы становились хитами западного проката (подробности - в интервью кинокритика Михиала Трофименкова). Потом отечественное кино во многом деградировало. А когда 1990-е пришла та самая конкуренция, оно - за редкими исключениями, вроде гениального Алексея Балабанова, - вообще унасекомилось и находится в таком состоянии по сей день. В школе же преподвать советское кино не стоит, поскольку вдалбливание его в бошки подросткам способно только внушить отвращение к изучаемому предмету. Кому надо - сам посмотрит и оценит.