«Что же происходило с народом нашим? Ведь страна была покрыта храмами и монастырями, абсолютное большинство людей было крещеными, храмы были наполнены людьми. Почему же это произошло? Почему убийцы спустили курок, не содрогаясь от того, что совершают? Значит, не все было благополучно. Значит, солнечный свет, отражавшийся в позлащенных куполах, не всегда преломлялся в человеческих сердцах, укрепляя в них веру в Господа. И мы знаем, как на протяжении по крайней мере 200 лет, предшествовавших трагедии Ипатьевского дома, происходили некие изменения в сознании людей, которые постепенно, но неуклонно вели многих к отступлению от Бога, забвению заповедей, утрате реальной духовной связи с Церковью и многовековой духовной традицией». - Цитирует патриарха Кирилла бывший редактор газеты "Дуэль" Юрий Мухин. - Понятно, что «позлащенные купола» церквей - это для красного словца, но церковные купола сияют и на груди воров в законе, таким образом, главное не купола, а главное - кто под куполами церквей главный. А главными в церквях были и есть гундяевы - попы и монахи, - они были тогда обязаны и обязаны сегодня укрепить у народа веру. Вот и вопрос - почему же тогдашние гундяевы не укрепили у народа России «веру в Господа» на «Святой Руси»? Почему допустили «утрату реальной духовной связи с Церковью и многовековой духовной традицией»?
Тупыми были? Подлыми? Сами в господа не верили? Алчными были?
Или всё сразу? Как сегодня.
Патриарх и сам как бы размышляет над этим напрашивающимся вопросом:
«Почему же это произошло с нашим народом? Почему он в какой-то момент времени сделался как поезд, машинист которого не рассчитал скорость и который входит в крутой вираж, устремляясь к неминуемой катастрофе? Когда же мы как народ вошли в этот вираж?».
И (внимание!) ответ:
«А вошли мы тогда, когда чуждые мысли, чуждые идеалы, чуждое мироощущение, сформированное под влиянием философских и политических теорий, не имевших ничего общего ни с христианством, ни с нашей национальной традицией и культурой, стали восприниматься и интеллигенцией, и аристократией, и даже частью духовенства как мысли передовые, следуя которым, можно изменить к лучшему жизнь народа.
Действительно, идея изменить к лучшему жизнь народа возникает всякий раз, когда появляется замысел круто изменить течение истории. Мы знаем, что самые страшные и кровавые перевороты всегда происходили ввиду устремления людей к лучшей жизни. Вожди этих переворотов внушали людям, что нет другой возможности сделать жизнь лучше — только кровью, только через смерть, только через разрушение сложившегося уклада. И в какой-то момент, отказавшись от своего духовного первородства, потеряв реальную связь с Церковью и Богом, интеллигенция, аристократия и даже, как я уже сказал, часть духовенства помрачились умом, зараженные мыслью о необходимости круто изменить течение национальной истории и постараться как можно быстрее построить мир, где царит справедливость, где нет былого расслоения по имущественному признаку, где люди живут мирно и счастливо. В результате многие, захваченные этой идеей, дошли до совершения преступлений».
Тут возникает два недоумения.
Первое. А вы, попы и монахи православия, где были, когда «чуждые мысли, чуждые идеалы, …не имевших ничего общего ни с христианством, ...стали восприниматься …как мысли передовые, следуя которым, можно изменить к лучшему жизнь народа». Вы, попы всех мастей, обжиравшие народ, почему не показали народу, что идеи христианства превосходят эти «чуждые» идеи?
Может, императоры России как-то обижали вас, духовенство, чего-то вам недодавали?
Мало того, что по тем временам материально духовенство было прекрасно обеспечено, но оно еще и награждалось царем, пожалуй, больше, чем кто-либо в России. Посмотрите на фото архиепископов и епископов тех времен – у них грудь увешана орденами российской империи, как у Жукова – советскими. То есть, и деньги и слава у духовенства были.
Тогда почему, буквально в считанные годы после революции, народ перестал верить в бога?
Может, православное духовенство было малочисленным, и его не хватало для стоящего перед ним объема дел по утверждению в гражданах России веры в бога?
Только приходского духовенства к 1910 году было более 110 тысяч, или один поп на примерно 900 православных граждан всех возрастов. А ведь над этим духовенством было еще и вышестоящее духовенство, были еще и монахи. А численность большевиков даже к концу 1918 года едва достигала 200 тысяч, то есть, с учетом духовенства других конфессий, количество российского духовенства превосходило количество всех большевиков. (А к моменту свержения Николая II - 24 тысячи, то есть почти в пять раз меньше - ред.)
Тогда, может быть, большевики были более грамотны в атеизме, чем попы в православии?
К тому моменту все священники заканчивали минимум семинарии (церковный клир готовили 58 семинарий с 19 000 семинаристов и 186 духовных училищ с 31 215 учениками), то есть заканчивали то учебное заведение, которое не удалось закончить большевику Сталину, а среди массы большевиков образованных людей была горстка. Ну, куда большевикам было тягаться в религиозных спорах с таким полчищем образованных попов? Да в идеологической борьбе попы большевиков бы просто затоптали.
Более того, у большевиков забот было выше крыши – и война, и разруха, и голод. Им вообще было не до бога. А у православного духовенства иных забот, кроме поддержания в пастве веры в бога, не было.
А ведь вера в бога была главным. Большевики ни одного попа не убили, ни одну церковь не разрушили и не отняли у народа – все это сделали переставшие верить в бога православные.
Так кто убедил православных, что на «святой Руси» бога нет, если большевикам этим просто недосуг было заниматься? Сами разуверились?
Нет, это не ответ. Старообрядцев веками пытались разуверить даже не в том, что бога нет, а просто в том, что они молятся ему не правильно, да не получалось. Тогда кто?
Иного ответа нет: православных уверило, что бога нет, само православное духовенство. Не верится? Тогда попытайтесь вспомнить, кто разуверил в коммунизме 19 миллионов членов КПСС?
Их убедило в этом «духовенство» КПСС – все эти освобожденные секретари парткомов, райкомов и т.д., усиленные инструкторами по пропаганде и профессиональными работниками различных идеологических ведомств. И разуверили они коммунистов своим ханжеством – они учили всех жить по-коммунистически, а сами так жить не хотели! Были и настоящие коммунисты, но из-за своей малочисленности они погоды не сделали. А каков поп, таков и приход, и к попам это, само собой, относится в первую очередь. Верит поп в бога, значит и приход верит, не верит – и приход не верит.
И то, что православное духовенство уже перед революцией превратилось в чисто ханжескую организацию, не замечало только оно, а сегодня не замечают гундяевы. Но ведь народ это видел и, естественно, размышлял: «Раз вы, стоящие к богу ближе, в него не верите, то, значит, его и нет!»
Так почему вы, духовенство, не убедили народ оставаться христианами, а не становиться коммунистами, - это вопрос? И ответ на этот вопрос находится в компетенции патриарха.
Но об этом молчит патриарх. Молчит потому, что знает, - главная и единственная «Святой Руси» идея его и всех попов, это «ряса просит мяса» (сегодня - импортных часов за десятки тысяч долларов). А с идеей алчности и ханжества, сами понимаете, никаких иных идей не победишь - хоть отечественных идей, хоть зарубежных.
Комментарий "АПН Северо-Запад": Потом демократы привили отвращение к демократии, а сейчас подкремлёвские державники делают ругательным слово патриотизм.