3 марта 2018 года исполняется 140 лет со дня победоносного завершения русско-турецкой войны 1877–78 гг. за освобождение Болгарии, Румынии, Сербии, Черногории и подписания Сан-Стефанского мирного договора. Как показало время, эта война с Турцией не была последней.
Будет прискорбно, если в верхах вновь, как и в горбачевские времена, восторжествует псевдополиткорректность по отношению к Турции и память о героизме и мужестве русских солдат и офицеров, великим потом и кровью завоевавших свободу и независимость новоиспеченных натовцев, канет в Лету, реку забвения.
Дабы этого не случилось, инициативная группа, которую возглавил ветеран Вооруженных сил СССР, заслуженный работник культуры РФ Борис Костин, получила добро Общественной палаты Санкт-Петербурга на установку памятника генералу от инфантерии, национальному герою России и Болгарии Михаилу Дмитриевичу Скобелеву.
Этому событию предшествовала презентация третьего издания книги Б. Костина «Скобелев», включившего в него воспоминания о Белом генерале художника-баталиста В. В. Верещагина. Состоялась презентация 30 сентября 2016 года в атриуме Комендантского дома Петропавловской крепости, где в светлый христианский праздник поминовения Веры, Надежды, Любови и матери их Софии появился на свет в 1843 году Скобелев.
Однако решение Общественной палаты оказалось однобоким. За место для памятника, которое выбрали инициаторы, развернулась нешуточная борьба, поскольку Комиссия по культуре признала его размещение на Троицкой площади «нецелесообразным». К такому выводу пришел некто А. С. Козырев. В тоже время в нарушение регламента никто из инициативной группы на заседание Комиссии по культуре Общественной палаты города, этой несусветной антиконституционной надстройки, приглашен не был и, соответственно, свою позицию отстаивать не мог.
Незнание истории Санкт-Петербурга и упертость так называемых общественников одновременно достойны и восхищения, и порицания.
С 1990 года валяется на Троицкой площади огромный булыжник с надписью «Жертвам (каких-то) репрессий», не связанный с площадью ни исторически, ни топонимически.
В 2003 году на Троицкой площади была установлена часовня-новодел, которая с десяток лет находилась на замке.
Вопрос вовсе не риторический: с чьего благословения на Троицкой площади появилась эта архитектурная архаика, а проще говоря, бред?
Но более всего поражают своим тугодумием чинуши из Комитета по градостроительству и архитектуре — Е. А. Кириченко, С. И. Блохин, а также вице-губернатор Санкт-Петербурга И. Н. Албин (он же Слюняев), волею случая занесенный в Правительство града святого Петра. Все упомянутые лица повторяют, словно мантры, ссылки на решение Исполкома Ленгорсовета (!) № 849 от 31 октября 1983 года (!). Хочется спросить сих господ: «Вы что, с Луны свалились?! На дворе — год 2017-й. Очнитесь!»
Еще 4 октября 1991 года решением президиума Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов Троицкой площади, трижды менявшей свое название (1918–1923 — пл. Коммунаров, 1923–1991 — пл. Революции), было возвращено ее историческое название. Ясно как Божий день, что решение Исполкома Ленгорсовета устарело и не имеет никакой юридической силы. Следовательно, «объект культурного наследия регионального значения сквер на площади Революции» существует лишь в болезненном воображении противников установки памятника М. Д. Скобелеву на том месте, которое было определено питерскими думцами еще в начале XX века.
«Через тернии к звездам» — гласит изречение древних, в котором сокрыта непреложная истина: людям, ни кровно, ни духовно не связанным с нашим замечательным городом, рычаги управления доверять нельзя, иначе любое дело превратится в пресловутый «пшик».
За несколько дней до подведения итогов студенческого конкурса на лучший проект памятника Скобелеву, который проходил 28 апреля этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, его организаторы оповестили министра культуры России В. Р. Мединского (имеется представительство в Петербурге), председателя Комитета по культуре Петербурга К. Э. Сухенко, телеканал «Культура» ВГТРК в Питере. Но никто из представителей этих органов, получающих деньги за свой труд из государственной казны, на смотр истинных талантов не соизволил явиться.
А конкурс получился на славу. Оказалось, что интерес у студенческой аудитории к «делам давно минувших дней» неподдельный и искренний. Все шесть проектов, представленных на конкурс, без сомнения, индивидуальны и не лишены художественного восприятия личности М. Д. Скобелева.
Однако, как и в любом соревновании, существуют победители и побежденные. Жюри, в которое вошли В. Д. Свешников, Б. А. Петров, профессора Академии художеств, историки, председатель Скобелевского комитета Санкт-Петербурга В. М. Мовчанюк, представители ветеранских организаций города А. Д. Баранюк, Б. Г. Стоянов и др., присудило первую премию и денежный приз авторам проекта памятника Скобелеву: скульптору Илье Порватову и архитектору Владимиру Баласаняну. Второе место занял проект скульптора Станислава Внуковского и архитектора Артема Гаврилова. Пожелаем им успехов в воплощении замыслов.