АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2014-06-16 Юлия Латынина
Ликсутов - одна из самых положительных фигур во власти

Вот справка, добытая Навальным в республике Кипр, и согласно этой справке от 6 мая 2014 года, Ликсутов является владельцем 1275 акций кипрской оффшорки «Интелектика», которая в 2007 году была акционером ТрансМашХолдинга. – Рассуждает (http://echo.msk.ru/programs/code/1339856-echo/) писательница-фантастка Юлия Латынина. – А напомню, что ТрансМашХолдинг – это крупнейший российский машиностроительный холдинг, который производит, в частности, вагоны метро. И, кстати, ровно сейчас участвует в числе прочего в тендере на поставку вагонов в Московское метро – там 500 миллиардов рублей тендер. И, собственно, Ликсутов имеет к тендеру прямое отношение.

Возникает 2 вопроса. Первый – формальный: владеть акциями оффшорок чиновникам, согласно дурацкому российскому закону, запрещено. Второй – не формальный: если у Ликсутова по-прежнему есть доля в ТрансМашХолдинге, является ли он объективным арбитром на подобных тендерах?

И вот я скажу следующее. Проблема заключается в том, как я ее вижу. Алексей Навальный ведет систематическую кампанию против Максима Ликсутова. В этом легко убедиться, внимательно смотря его ЖЖ. Там есть популистские посты о ненадежности московского метро, посты о неоправданном повышении цен на метро. Эти посты не спишешь случайно на случайно подвернувшиеся под руку данные о незаконной оффшорке.

Вместе с тем Максим Ликсутов является для меня одним из самых положительных с точки зрения либерал-прагматика фигур в российской власти. Я бы даже сформулировала еще жестче. Для меня лично это единственный чиновник, который делает абсолютно необходимые в Москве реформы и как всегда это бывает с абсолютно необходимыми реформами, эти реформы абсолютно непопулярны.

В связи с этим Ликсутов является а) потенциальным политическим соперником Навального. б) легким объектом для популистской критики.

Если Навальный достает Ликсутова из первых соображений, я еще готова это понять. Хотя, с моей точки зрения, это большая ошибка. Потому что те люди, которым нравится деятельность Ликсутова и деятельность Навального (например, это я), они плохо переносят зачистку политических противников под видом борьбы с коррупцией.

Если Навальный достает Ликсутова из соображений популизма, то совсем плохо, потому что «Крым наш» Навальный всё равно не перебьет…

Теперь, собственно, вот это было вступление. Относительно оффшорки Ликсутов там уже запутался в показаниях. Сначала он сказал, что документы на выход из компании были подписаны в 2010 году им. Потом он сказал, что они подписаны 6 декабря 2012 года. Навальный при этом честно признается, что не знает, какие функции выполняет оффшорка – может, сдохла, может, живая, может, Ликсутов является через нее акционером ТрансМашХолдинга, может, нет. Может, он забыл об оффшорке.

…Предположим теперь другой вариант, самый страшный, самый плохой, самый коррупционный. Ликсутов является акционером ТрансМашХолдинга через эту оффшорку, другую или каким-то еще хитроумным способом. И вот этот самый ТрансМашХолдинг участвует в тендерах на поставку вагонов московского метро, и Ликсутов эту тему курирует.

Ну и? Вагоны в метро поставлять надо? Надо. ТрансМашХолдинг в России практически на эту тему монополист. Отдать кому кроме него? За границу? Вы знаете, я при всей своей приверженности рыночным принципам, я не уверена, что 500 миллиардов бюджетных рублей должны уехать куда-нибудь в Сименс, если они могут уехать на бюджетные, отечественные рабочие места.

…Вагоны московского метро всё равно нужны. Ну, даже если ТрансМашХолдинг выиграет тендер, потому что Ликсутов является его акционером. Ну и какой от этого будет большой теоретический ущерб? Я думаю еще раз, что он просто близко не сравним с теоретическим ущербом, связанным с неправильными и чудовищными решениями.

И вот еще раз. Я, конечно, понимаю, что я говорю совершенно неполиткорректные вещи. Можно сказать, упереться, да, вот, малейшее подозрение в коррупции – чиновник должен уйти.

Вы знаете, мы, все-таки, Россия. Давайте начинать с тех чиновников, которые больше замешаны в коррупции, чем Ликсутов, и, скажем так, на голову больше.

Комментарий «АПН Северо-Запад»: Латынина лжёт, что вагоны для метро в России делает только «ТрансМашХолдинг» - их выпускают и другие предприятия, например, Кировский завод. Поэтому все её рассуждения о поддержке отечественного производителя - обычная заказная демагогия. Если «АвтоВАЗ» окажется столь же внимателен к Латыниной , как «ТрансМашХолдинг», она немедленно потребует отказаться от «опелей» и «пежо» в пользу «Лады-Калины». Ну а если после этого внимание проявит противоположная сторона – последуют гневные обличения халтурщиков, заставляющих автовладельцев ездить на отечественных развалюхах. В общем, повторится история с Ходорковским, которого Юля, то обличала, то превозносила. (Подробности - в статье «Укушенная Новодворской».