Как внушают нам ежедневно телеголовы разного ранга, государство экономикой управлять не должно, поскольку у нас рынок. Правда, при этом, периодически почему-то говорятся слова про «эффективное управление». Ну и что это такое? А что такое государство? Вообще-то иерархия рати чиновников в виде недоброй памяти нашего нового времени той самой «пирамиды».
Ну и как производит «пирамида» это самое «управление»? Например, в той сфере, которая является для всех нас весьма жизнеопределяющей, а именно – при уборке и переработке мусора, который мы не можем не производить. И ведь почему-то считается, что мусорная отрасль – один из главных «клондайков» для всякого рода мафий. Как же государство будет здесь в стороне – в качестве охранителя нашего по этому поводу спокойствия и неразорения, разумеется? Ведь даже нефть когда-нибудь кончается, а вот мусор – нет. До тех пор пока мы живы, естественно. А с другой стороны, то, насколько мы останемся живы, тоже очень даже от уборки мусора зависит. Это называют экологией. Так что как ни крути, мусор – это очень даже важный вопрос в высоком и благородном деле государственного управления. Чуть ли ни один из его приоритетов. Что и проявилось недавно с новой государственной силой.
В верхах
Как обычно это и бывает, в августе ушедшего года, пока народ был на отдыхе и расслаблен, вышло из-под пера пекущегося о нас неустанно президента поручение навести в мусорной криминогенной, а также экологически опасной сфере и среде сугубо государственный порядок (Пр.№2138 от 10.08.2012 г.). Есть там указание сотворить ещё одну «комплексную стратегию» - теперь по обращению с твёрдыми бытовыми отходами (ТБО), которая, конечно же, должна заставить работать тут ту самую «эффективную систему управления» прямо через полгода. И слова о том, что поручается это всё опять Дмитрию Медведеву. Он же должен изменить законодательство, чтобы «установить приоритет утилизации над захоронением» в государственно-важном деле обращения с ТБО, и снова перераспределить здесь полномочия и всё в те же сроки. Ну а обеспечить «необходимый учёт на всех этапах обращения с ТБО и объектов их размещения», равно как и завершить, наконец, государственный кадастр российских отходов президент велит премьеру … ещё через полгода после того, как по логике уже будут прописаны по этому делу законы (?!).
Ну и конечно всё должно быть «прозрачно», что значит – по понятиям российской законности, а все виновные-причастные к ТБО должны почувствовать наложенную государством кару. Так что другие соисполнители президентского поручения – прокурор Ю. Чайка и главный полицейский В. Колокольцев. И плоды их трудов мы должны были бы ощущать ещё перед Новым Годом во исполнение высочайшего поручения. Что касается некоторых участников «рынка ТБО» - тех, кто плоды таких трудов ощущает самым непосредственным образом, то о них мы скажем ниже. Ну а что касается всех остальных, т.е. нас, рядовых граждан, видимо, в наших квитанциях уже логично было бы ожидать появления «прозрачных» же тарифов на вывоз и утилизацию мусора, и, может быть, даже их снижения? Пока же мы этого ждём, вредное любопытство заставляет разобраться, что и кто этому мешает, а, может, и помогает. Что заставляет, в свою очередь обратить свои взоры к другим наших высоким сферам, но «пирамидной» ступенью.
Ниже
Дело в том, что обсуждаемое Поручение появилось не просто так, а вследствие проверки по поводу обращения с ТБО, произведённой Контрольным управлением Президента РФ – уже В. Путина - в первом полугодии 2012 г. Почему вдруг этим занялось столь высокое наше начальство, можно только догадываться, но в тексте «информации» по результатам этой проверки есть масса любопытных мест, достойных цитирования.
Например. Контрольное управление президента сказало, что «системной проблемой продолжает оставаться отсутствие должного учёта в сфере обращения с ТБО». И дальше: «…по данным Росприроднадзора, в Российской Федерации действует 1092 полигона для захоронения ТБО, в Роспотребнадзоре таких объектов учтено 4617, а органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – 3919. Данные о ежегодном образовании ТБО колеблются в диапазоне 30-67 млн. тонн». А ещё предыдущий наш президент Д. Медведев тоже издавал поручение в марте 2011 г. (Пр.№871) сделать всем регионам долгосрочные целевые инвестиционные программы обращения с ТБО. И как корректно отмечает Контрольное управление президента нынешнего, это поручение «большинством регионов исполнено с нарушением установленного срока (1 ноября 2011 г.), а целых 7 регионов его и вообще никак не выполнили. При том, что некоторые регионы однозначно дали понять, что без государственного финансирования в этом деле они вовсе не намерены обходиться. Да и в целом «…большинство органов местного самоуправления, которым …переданы от субъектов Российской Федерации полномочия в сфере обращения с отходами, оказались не способны обеспечить их исполнение в полном объёме, включая организацию сбора, вывоза утилизации и переработки ТБО».
Много копий сломано в той президентской «информации» и о действующий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». И во исполнение президентского поручения, а может и ещё почему, начиная с лета 2012 г., на обсуждении в высоких сферах Госдумы, Минэкономразвития, Минприроды и прочих «органах» находятся новые поправки в этот федеральный закон. И если свериться с текстом президентской «информации», то как руководство к действию депутаты и прочие большие люди восприняли лишь несколько её строк. И относятся эти строки, конечно же, к вопросу добычи …денег – теперь и снова на обращение с ТБО. Ну и, конечно, перераспределения – наверное, полномочий.
Предполагается создание некоего негосударственного резервного фонда, куда производители и импортёры всевозможной продукции станут делать определённый процент отчислений – за переработку будущих отходов, которые от этой продукции останутся. Величину процента определит государство – с каждого вида товара по-разному. Свой процент – за конфеты. Свой процент – за шины. А пользоваться этим фондом для правильного обращения с мусором станет некое Национальное объединение саморегулируемых организаций (СРО) операторов по обращению с отходами. Члены этой снова негосударственной и снова коммерческой организации также будут что-то отчислять в этот фонд. Разумеется, поучаствуем в наполнении этого фонда светлого безмусорного будущего и мы сами, переплачивая за товары. Наверняка, будущие операторы в тесной смычке с нашими коммунальщиками не обделят нас своим тарифным вниманием. Кстати, в числе новаторских поправок и наделение правами по собственной переработке мусора муниципальных образований, что называется, на местах. Так что если у нас скоро будут полыхать помойки во дворах, а на лесных опушках вокруг города – свалки, то теперь это будет – по закону. А, с другой стороны, производителям и импортёрам также дозволяется утилизовать отходы самостоятельно. Как – великая тайна сия есть.
Как будет обеспечиваться президентский «приоритет утилизации», тоже никому из творцов закона не пришло в голову прописать. Иначе говоря: какие технологии всё-таки государство хотя бы рекомендует использовать как приоритетные, пусть и СРО-шникам с последующими возможными поощряющими мерами со своей стороны. Как известно, таких технологий существует на свете всего три – захоронение, переработка и сжигание. Причём, последняя – самая дорогая. Поскольку, если действовать по-европейски и по- цивилизованному, то 2/3 ТБО при сортировке на мусороперерабатывающих заводах положено отделять как то, что сжигать нельзя, и, соответственно, отправлять либо на переработку как вторичные материальные ресурсы, либо захоранивать. При этом, хоть в Администрации президента и заметили мудро, что в законе «отсутствуют правовые нормы, регламентирующие обращение с отходами как с источником вторичных материальных ресурсов», видно так они отсутствовать и будут. У законодателей могут быть и свои особые интересы по этому поводу и понятия. И неважно, что в той же Германии, к примеру, перерабатывается около 50% ТБО, а ежегодный оборот компаний, занятых в этой отрасли, составляет порядка 55 млрд.евро.
У российских же компаний, как известно, «собственная гордость», и у нас в товарную продукцию, по информации той же президентской администрации перерабатывается только около 5%.
Таким образом, государство для «эффективного управления» в сфере борьбы с мусором создаёт почему-то негосударственный коммерческий фонд, деньги в который будут собираться, опять же, в количестве, которое определяет государство, со всех участников мусорного процесса, включая граждан, ну а пользоваться этими деньгами будет снова негосударственная, коммерческая организация.
И зачем такая сложная, так сказать, архитектура финансово-организационных отношений? Житейская мудрость подсказывает единственный ответ. Конечно же, для «борьбы» с коррупцией – а как иначе?
Но эта законотворческая инициатива пока в работе. А ведь есть уже также очень «эффективные», принятые буквально за последний год-два, законы и акты, так сказать, в одну корзину с последней обсуждаемой.
Например.
Работа с отходами является лицензируемым видом деятельности. И 4 мая 2011 г. был принят новый закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", который вступил в силу с 3 ноября 2011 г. Ну а «ноу-хау» этого закона стала бессрочность лицензий (ранее выдавалась на 5 лет), в том числе действующих по состоянию на 3 ноября 2011 г.
Казалось бы, предприятия, перерабатывающие и захоранивающие отходы, могли бы наконец без опаски вкладывать средства в развитие своих производств, а чиновники Росприроднадзора должны были бы очень огорчиться, лишившись «надзора» за раздачей лицензий, потому что очень хотят …работать.
«Счас»!
Изобретательный ум законотворцев (из того же Росприроднадзора!) предусмотрительно изменил наименование ряда лицензий притом, что фактически вид деятельности лицензиатов не изменился.
И тогда по новому закону лицензию уже требуется оформлять заново. Вот вам и бессрочность! И … новый «стимул» для деятельности в этом случае органов Росприроднадзора на местах, в том числе и в сфере, разумеется, «цены вопроса».
Или - другое.
Как известно, вредное воздействие на окружающую среду от производственной деятельности любого предприятия является платным, это относится и к опасным отходам, которые образуют эти предприятия.
Казалось бы, все логично. У производственного предприятия (как у любого образователя отходов) есть выбор – хочешь меньше платить – внедряй малоотходные технологии, используй или перерабатывай свои отходы. Не хочешь этим заниматься и отправлять свои отходы на захоронение на полигоны – вноси соответствующую плату в федеральный бюджет. Плата эта, как правило, выше оплаты услуг полигона за захоронение отходов.
И вот в 2010 г. высшая судебная инстанция (Пленум Высшего Арбитражного суда РФ) решила исправить это положение и, извратив сам смысл платежей за воздействие на окружающую среду, как экономический стимул внедрения прогрессивных малоотходных технологий на производствах, использования и переработки отходов, посчитала, что платить за вредное воздействие на природу должны не образователи опасных отходов, а…. полигоны, которые оказывают услуги по их захоронению, уменьшая то самое вредное воздействие. Таким образом, образователи опасных отходов со спокойной душой могут выбрасывать свои отходы в любую канаву, не опасаясь финансовых санкций со стороны надзорных органов.
И снова Росприроднадзор – главный охранитель нашей природы от лица государства – получил просто удавку для предприятий, эксплуатирующих полигоны отходов. Совершенно очевидно, что в целях того самого …управления. Притом, что остальные всяческие акты и нормативы с этим решением того самого суда чиновники никак в соответствие не привели.
Более 95% всех отходов в России захораниваются на полигонах.
Так что теперь Росприроднадзор, продолжая собирать платежи от законопослушных образователей отходов, одновременно выставляет многомиллионные требования предприятиям, эксплуатирующим полигоны.
Чем плохой метод передела сферы обращения с отходами? Или это уже из области – «перераспределения полномочий»?
Кстати и в частности – о Росприроднадзоре.
Инспекторов Росприроднадзора недавно поймали на многомиллионных взятках за выдачу неправомочных лицензий одним полигонам, и закрытие конкурентов. Но это пока только в Приволжском федеральном округе. При этом в той же президентской «информации» были приведены такие недвусмысленные цифры: количество нарушений в сфере обращения с отходами, выявленное правоохранительными органами, превышает количество нарушений, выявленных самим Росприроднадзором, в 12 раз! Но это, конечно же, просто статистика.
А что – на местах?
Точность исполнения высших наших законов, конечно же, логично проследить на примере нашего славного города – в силу особого генетического родства нашего городского начальства с федеральным. Да и вообще Петербург нового времени, как известно, является испытательным полигоном (пока не путать с мусорным) для многих государственно-важных и реформаторских инициатив. И поскольку до августовского «мусорного» поручения президента В. Путина уже было годом ранее поручение президента Д. Медведева на ту же тему, то на полгода позже назначенного предыдущим поручением срока наши городские власти решили его всё-таки исполнить, не дождавшись нынешнего судьбоносного августа. Губернатор Г. Полтавченко подписал Постановление №524 от 29 мая 2012 г., которое утвердило «Региональную целевую программу по обращению с ТБО на период 2012-2020 гг.».
Право слово, чтение нормативных документов, выходящих из-под пера наших властьпредержащих, занятие чрезвычайно увлекательное, скажем, для какого-нибудь психоаналитика. Ибо законодатели наши выдают себя порой с головой. Ведь первой задачей сей программы люди из Смольного честно называют «повышение эффективности целевого использования платежей населения и создание механизмов государственного регулирования (администрирования) обращения с отходами производства и потребления в условиях рыночной экономики путём внедрения в схему управления Организации-регулятора». Кстати, а кто такие «организация-регулятор»? В самом конце документа мелким шрифтом стыдливо поясняется, что это будет очередная «государственная», т.е. чиновничья структура, действующая «от имени и в интересах» органов управления многоквартирным домом и подчинённая уже и так существующему, неустанно пекущемуся о нашем экологическом и всяком другом благе городскому Комитету по благоустройству. Именно это очередное бюрократическое новообразование, требующее 90 млн. руб. из бюджета на своё содержание, конечно же, и обеспечит должный учет и контроль над городским мусором, а, главное, "эффективно" распорядится теми самыми «платежами», предусмотренными бюджетом города и собранными с жителей, на вывоз и обезвреживание мусора. И наверняка обеспечит доставку наших ТБО не куда-нибудь в канаву, а прямо и непосредственно на вновь отстроенный только для сверхэффективной их переработки, сверхсовременный мусороперерабатывающий завод.
Кстати и опять. Сжигание мусора, о необходимости которого так много и долго говорили все эти годы некоторые наши «пирамидальные» чиновники вкупе с журналистами и учёными у них на содержании, таки свершится, товарищи! Вроде бы государственный завод «МПБО-2» в Янино, который предполагается реконструировать по губернаторской программе в относительно определённом, но не самом ближнем будущем, станет «перерабатывать» отходы методом «плазменной газификации»: так литературно называется сжигание. Особую настороженность помимо самого этого категорически антиэкологического факта вызывает и конкретная строка программы, обещающая сжигать там к тому же отходы от деятельности лечебно-профилактических учреждений(!!), т.е. отходы, относящиеся к классу опасных и чрезвычайно опасных, например, инфекционных. Может, кто-то из наших программотворцев просто сделал опечатку? Нельзя не вспомнить, что доселе в Янино никто ничего не сжигал. А в июне 2011 г. выездное заседание городской комиссии по здравоохранению постановило, что на площадке в Янино невозможно построить новый комплекс, не нанеся существенного ущерба экологии района.
Нельзя также не вспомнить, что вообще-то под «лэблом» «государственное предприятие «МПБО-2»» сегодня, в буквальном смысле слова, покоится успешно работавший до 2006 г. мусороперерабатывающий завод «Опытный завод ЗАО «МПБО»», передовые технологии мусоропереработки которого приезжали изучать как китайские товарищи, так и люди, к примеру, из Siemens, чтобы внедрить их потом у себя. Но некоторые высокопоставленные питерские люди из Смольного в 2006 г. предпочли осуществить рейдерский захват завода с использованием силовых структур, о чём тогда много говорилось и писалось. Для того самого … «перераспределения полномочий» в деле «эффективного управления». В результате которого технология завода сегодня окончательно разрушена, он превращён попросту в перегрузочную площадку для отправки мусора на свалку, миазмы от складируемых на его территории и никак не перерабатываемых отходов достигают царственных стен Константиновского дворца, но даже это ничего не меняет.
Уж не в этой ли связи другая строка программы самокритично указывает на «недостаток опыта государственного сектора в строительстве и эксплуатации современных мусороперерабатывающих предприятий»? И предлагает его всячески «пополнять» посредством государственно-частного партнёрства, разумеется, с фирмами иностранными.
Поэтому в планах нашего губернатора и его правительства строительство двух новых и реконструкция двух существующих мусороперерабатывающих заводов. О том, в какую сторону хотят теперь реконструировать завод в Янино, мы уже сказали. Новый завод в Левашово будет работать, согласно этим планам, на основе сверхновой технологии «производства альтернативного топлива из отходов производства и потребления (SRF) с широкими возможностями по регулированию его характеристик в целях удовлетворения нужд конкретного потребителя». Именно здесь городское правительство намерено «партнёрствовать» с неким концерном Helector из дефолтной Греции.
Но вот здесь – опять проблема. Для производства из мусора всяческих полезных продуктов его надо для начала рассортировать. Эксперимент по раздельному сбору мусора гражданами, как признаётся в программе, потерпел фиаско. Не понравился он и перевозчикам мусора, об особых отношениях с которым городского правительства ещё надо сказать. И в реальности город сегодня может строить «партнёрство» только с 2-мя мусоросортировочными всего лишь комплексами в нашем мегаполисе. Одно из них – ООО «Квантум», предыстория которого вполне заслуживает внимания, например, В. Колокольцева, как одного из исполнителей путинского поручения. Впрочем, в своей программе наше уважаемое правительство снова сетует, что эту негосударственную организацию надо перевести на более высокий уровень технологий, разумеется, за счёт бюджета. Но есть ещё и некое ООО «Ресурсосбережение», которое, по утверждению тех же смольнинских креативщиков, попросту не располагает пока положенными по закону документами на свою деятельность. Нелишне вспомнить, что когда-то, и совсем недавно некоторые работавшие у нас заводы имели работающие мусоросортировочные конвейеры просто в составе своих цехов. И ручной труд там уже практически не применялся.
Видно, поэтому все эти высокие планы и отнесены к такому, вроде бы и не очень далёкому, но при этом и не сильно близкому 2020 г. Об очерёдности и этапности строительства и реконструкций заводов в программе по существу не сказано ничего определённого. Более или менее конкретные сроки определены только для ввода в строй одного завода по переработке – на полигоне для особо опасных и токсичных отходов «Красный Бор» возле Колпино. Но при этом там же можно прочитать, что решения о строительстве такого предприятия принимались и в 1994 г., и в 1999 г. Да и того самого механизма государственно-частного партнёрства для этого строительства в программе не прописано.
Так что как ни крути, главным и единственно реально доступным способом «обращения» с ТБО для наших городских властей пока остаётся захоронение на городских полигонах, впрочем, расположенных в области. И вот тут на сегодня наблюдается такое столкновение, конечно же, природоохранных интересов, что уже, как говорится, не до президентов.
Спор о том, кому и как перерабатывать городские отходы, вспыхнул снова и ярко на «высоком» уровне на заседании Координационного Совета представителей исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области, состоявшемся перед Новым Годом.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Козырев тогда заявил: «… сегодня до свалок не доходят 9 миллионов тонн мусора города и 1,5 миллиона тонн областного мусора. Все это раскидывается по нашим лесам, вдоль наших дорог, мы этим дышим! – воскликнул он - Вы вдумайтесь – 10,5 млн. тонн (опасных отходов! (авт)) просто разбрасывается по окружающей среде! Если взять Крестовский остров и завалить его мусором на высоту полтора метра, то именно столько составляют эти 10,5 млн. тонн. Хотите сказать, что это не беспокоит жителей? Строительство заводов беспокоит, а целый остров мусора в лесах не беспокоит?»
Ну а вице-губернатор Ленинградской области Юрий Пахомовский фактически процитировал своего шефа, губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, который 4 декабря на встрече с блогерами ресурса 47news.ru заявил: «Лучше не отдавать территории под строительство полигонов Петербургу, а создать другую схему: построить полигон для нужд Петербурга. Мы как хозяева будем отвечать за эксплуатацию, а ОНИ будут платить деньги. Я готов кровью подписаться на 100%, что схема сработает».
Попинали стороны друг друга и проблемой Красного Бора. Развели руками по поводу назначаемых ими самими высоких тарифов для сдачи отходов на полигон и завод по сравнению со свалкой (1500 руб. – завод, 400 руб. – полигон, 200 руб. – свалка). Поговорили и о необходимости разработать ещё одну, совместную «программу», о чём до этого договаривались ещё в ноябре, да так и разошлись со словами «будем работать дальше».
Ну а как уже указано в нашей городской программе, главными полигонами, принимающими городской мусор, считающийся нетоксичным, пока являются принадлежащий городу полигон ПТО «Новосёлки» на Горском шоссе и полигон на Волхонском шоссе. Их ресурс на сегодня практически исчерпан. Первый из них должен закрыться с вводом в строй того самого сверхсовременного мусороперерабатывающего завода в Левашово. А второй – когда будет построен новый полигон в южной технологической зоне на территории Любанского лесничества возле Тосно. При том, что вокруг последнего развернулась настоящая война.
Жители направили обращение в адрес президента. Выбранный район для строительства полигона расположен на водоносном шлейфе, протянувшимся до Волосовского района, этот район и так экологически перегружен наличием брошенных свалок и залежами ядовитых отходов в Красном Бору. При этом срок закрытия полигона на Волхонке после предварительной рекультивации, как было озвучено во всех высоких кабинетах, 2014 г.
Но почему-то именно вокруг этого полигона также в конце 2012 г. тоже разгорелась настоящая война всяческих надзирающих органов, главный из которых в сфере ТБО тот самый Росприроднадзор, с руководством предприятия, эксплуатирующего полигон. Причём без всякой привязки к программным положениям и срокам. Предприятию под надуманными предлогами не продлили необходимые лицензии на приём даже тех отходов, используя которые только и можно было проводить плановую рекультивацию.
Таким же образом Росприроднадзор с привлечением всяческих надзирающих и силовых ведомств, по существу, закрыл в 2012 г. и полигон близ деревни Самарка во Всеволожском районе, и ещё ряд полигонов в области, которые так же на протяжении десятков лет хоть как-то спасали город и область от встревожившей губернаторов горы мусора. После лишения предприятий, эксплуатирующих эти полигоны, практически всех лицензий сотрудники правоохранительных органов по существу запретили любую деятельность на этих полигонах, даже не подлежащую лицензированию. Судебные разбирательства по этому вопросу продолжаются до сих пор. Работа на полигонах парализована.
Так что путинское поручение в части В. Колокольцева и Ю. Чайки, кажется, в этом случае даже перевыполняется, но, как кажется, не с той стороны.
Ибо чтение некоторых открытых документов с заседаний, например, областного правительства в конце 2012 г.(протокол совещания от 14.08.2012), на подведомственной территории которых располагаются «провинившиеся» полигоны, позволило вдруг выявить высокие депутатские интересы в полигонном деле. Причём не откуда-нибудь, а из самой Государственной Думы. И даже – из фракции «Единая Россия». Как известно, она же у нас – «руководящая и направляющая». Ну а некоторые её депутаты, занятые земельными отношениями и строительством, оказались в весьма запутанных организационных отношениях с проектом некоего АНО «Центр управления экологическими проектами», засланцы от которого проявили на тех заседаниях против полигона на Волхонке сокрушающую активность. При этом это самое АНО находится в весьма недвусмысленных отношениях с Росприроднадзором, заключив с ним соглашение о сотрудничестве. При этом цена рекультивации полигона, заявленная специалистами проектного института – 180 млн. рублей, а цена, которую назвал один из депутатских засланцев – свыше 2 млрд. рублей. И предложил взять ситуацию на полигоне под депутатский контроль и проводить там «общественный мониторинг», испросив средства, видимо, для «мониторинга» из…федерального бюджета. Как говорится, почувствуйте разницу, а заодно и то, что такое «эффективное управление» в той самой сфере «обращения» с ТБО! И… «можно подписаться кровью, что схема сработает»!
И, наконец, ещё об одном проявлении «эффективного управления» мусором на нашем местном уровне. В программе г-на Г. Полтавченко открытым текстом говорится о том, что городское правительство не в состоянии контролировать перевозчиков и сборщиков отходов, которые представлены у нас известными своими мусоровозами монополистами-парками ОАО «Спецтранс №1» и ОАО «Спецтранс №6». И не в состоянии наши чиновники их контролировать, что называется, по всем статьям, а самое главное – почём и сколько они собирают мусора, и куда они его и почём в результате всё-таки привозят – на переработку или на несанкционированную свалку.
Способ решения проблемы губернаторские программотворцы предложили оригинальный – создать свою собственную структуру перевозчиков, которая станет конкурировать с ныне действующими монополистами, будучи оснащённой, конечно же, по последнему слову техники, на голову лучшей, чем у спецтрансовцев. А кто при всём при том распоряжается у нас всяческими тендерами и тарифами, как не сами «программотворцы»?! То-то. Однако при этом отходы от фактически закрытого сегодня раньше всех экономически и экологически обоснованных сроков полигона на Волхонском шоссе предполагается перенаправить на полигон ОАО «Новый Свет», который принадлежит парку «Спецтранс №1». «Цена решения вопроса» - будущей конкуренции? При этом уже сегодня этому полигону тариф понижен почти на 30 руб., а, например, тому же государственному полигону «Новосёлки» ГУП «МПБО-2» тариф повышают почти на 100 руб. Притом, что эти полигоны примерно равны по мощностям.
Так что прав, ох как прав наш губернатор, подписавшись под словами программы о том, что, мол «в Санкт-Петербурге отсутствуют эффективные механизмы государственного контроля за деятельностью в области обращения с ТБО». О чём, конечно же, красноречиво свидетельствует разгорающееся сегодня дело приморских не партизан, но чиновников, успешно перерабатывавших свалки в своём районе, как выясняется, в их бумажно-денежной части. При этом, как говорят, к некоторым из подозреваемых в рамках исполнения президентского поручения по мусору, высокие люди из Смольного очень даже благоволили...
Посему:
Совсем негосударственные выводы
И просматриваются для нашего полигонного региона в силу принимаемых вдоль нашей «вертикали» «решений», а главное – их усердного исполнения «чисто конкретно» – мусорные перспективы.
Поскольку компетентность наших руководителей, в т.ч., и в сфере ЖКХ – это вопрос особый. Помним мы и про «сосули», и про многое другое, да и вообще – живём мы тут … пока ещё. Ничего похожего на конкретные планы с конкретными же ответственными и сроками – то, что раньше и называлось управлением, эти власти выполнить не в состоянии. Да и порой просто проявить здравый смысл. И относится это ко всем сферам их «управления».
Соответственно, количество несанкционированных свалок вокруг города будет расти и дальше, причём, в геометрической прогрессии с закрытием последних хоть как-то действующих полигонов. Поскольку мусороперерабатывающие заводы этой властью построены даже в означенные сроки наверняка не будут. А если будут – то мусоросжигательные, по устаревшим технологиям, которые спихнут сюда всякие находящиеся в кризисе европейские страны. Так что дышите, дорогие петербуржцы и жители Ленинградской области! Воду – не пейте, и не ешьте ничего со своих огородов и из лесов. Чем мы хуже чернобыльцев, правда? Новых полигонов – тоже не будет. Поскольку, например, тот самый проблемный тосненский полигон не прошёл никаких экспертиз, и реализация проекта сегодня приостановлена.
Тарифы в наших квитанциях, конечно же, ну вы сами понимаете… Никакой Колокольцев с Чайкой или без не поможет. А вдруг ещё какая «организация-регулятор» по мусору потребуется, во исполнение теперь ещё и путинского поручения, которой тоже нужно зарплату иметь? А ещё мы про новых государственных «спецтрансовцев» забыли. Ну и так далее.
Так что скоро, похоже, сбор и переработка мусора будут действительно у нас начинаться и заканчиваться там, где мы с вами проживаем. А что, может и нам действительно завести по месту жительства какие-нибудь СРО? Ну, хотя бы – по поводу мусора…
Мария Забродина