ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Среда, 25 декабря 2024 | » Расширенный поиск |
2008-08-13
Александр Конфисахор: Южная Осетия как проверка на прочность
«История нас учит только тому, что ничему не учит» Бертран Рассел Вчера Россия объявила о завершении боевых действий в столице Южной Осетии Цхинвале. Скорее всего, это затишье временное – если не перед новыми военными действиями, то перед долгой и выматывающей борьбой за сферы влияния в непризнанных республиках, которая в перспективе может привести к глобальному территориальному переделу в границах бывшего Советского Союза. Итак, в ночь с 7 на 8 августа началась гражданская война. Россия из мировой сверхдержавы за последние двадцать лет стала государством, безуспешно претендующим хотя бы на региональное лидерство. Не буду повторять хорошо известные факты о территориальных потерях, потерях во влиянии и авторитете на мировой авансцене. К факторам, определяющим доминирование в международной политике, специалисты по геополитике относят военную мощь, экономическое доминирование, культурную привлекательность, развитие науки и адекватную международную стратегию. Если рассмотреть показатели России по указанным блокам, то становится очевидным наше гигантское отставание по всем направлениям. Особенно стоит обратить внимание на грубейшие внешнеполитические ошибки, совершенные в 80-х годах, которые практически отрезали Россию от Балтийского и Черного морей, свели к нулю влияние на страны Восточной Европы, некогда входившие в Варшавский блок. Сейчас у России практически не осталось рычагов влияния (кроме некоторых средств экономического давления) на ближайших соседей, проводящих самостоятельную и антироссийскую политику. Тогда страна не смогла правильно расставить приоритеты. Попытка одновременно никого не обидеть на международной арене, остаться со всеми в хороших отношениях, соблюсти все правила и приличия и в то же время не забыть о своих интересах привела к известной ситуации о возможности/невозможности усидеть одновременно на двух стульях. И мы не усидели. Ситуация с признанием независимости Косово и реакция на это событие в мире должны были стать сигналом для России и определить ее отношение к непризнанным республикам. Не признав независимые республики, а используя их как способ давления и шантажа, мы переиграли и обманули сами себя, оставшись в проигрыше. Теперь необходимо четко определить – Россия действует по отношению к непризнанным республикам де-юре или де-факто. Если де-юре, то Южная Осетия не является российской территорией со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если де-факто, то там большинство проживающего населения являются гражданами России, которых государство обязано защищать. Невнятная позиция России стала одним из факторов, спровоцировавших начало войны. Что можно было сделать чуть раньше (хотя понятно, что в истории нет сослагательного наклонения)? Необходимо было проявить политическую волю и признать анклавы, создав таким образом геополитические опорные точки для России (хотя, строго говоря, использование этого термина не очень правильно). Например, включение Южной Осетии в состав России позволило бы создать очень хороший плацдарм для распространения нашего влияния на Кавказе и проведения необходимой политики, адекватной российским интересам. Влияние в Абхазии даст дополнительный выход к Черному морю, которого мы почти лишились, укрепив, таким образом, наши позиции не только там, но и в средиземноморье. К чему мы пришли, подводя итоги нескольких дней войны? Мы в полной мере увидели роль и влияние России в мировой политике – достаточно посмотреть выступления в ООН В. Чуркина и реакцию на это практически всего мирового сообщества. Она оказалась «никакой» по причине «никакого влияния». Естественно, возникают два классических вопроса: кто виноват и что делать. Ответ на вопрос кто виноват и прост и сложен одновременно – одних уж нет, а те далече. Естественно, что во всем обвинять Михаила Саакашвили также бессмысленно – он играет отведенную ему роль. А вот что делать... Непродуманная политика по отношению к ближайшим соседям приводила, привела и еще будет приводить к подобным трагическим последствиям. Теперь такой вариант развития событий возможен и в Крыму, и в Приднестровье, и в Абхазии, учитывая, что реакция мирового сообщества на действия России невнятно-отрицательна, но, что хорошо, бездейственна. Поэтому в первую очередь России необходимо в кратчайшие сроки публично объявить зоны своих интересов, в настоящее время территориально не входящие в состав Российской Федерации. После решения необходимых юридических вопросов (например, проведение референдумов в непризнанных республиках) брать их под свою юрисдикцию, заключая договора о взаимопомощи. Сохранение жизни, здоровья и достоинства граждан России, не по своей воле оказавшихся на территории потенциальных горячих точек, должно стать самым важным и непререкаемым приоритетом в проводимой внешней политике. Чем может закончиться трагедия, зависит исключительно от России. Ситуация «ни войны, ни мира» никогда не приводила к мирному разрешению конфликтов, провоцируя сползание к войне. То, что сейчас происходит – экзамен для страны. И от того, как властьимущие разрешат создавшуюся ситуацию, будет зависеть дальнейшее положение России на мировой арене. Александр Конфисахор, кандидат психологических наук, доцент кафедры политической психологии
Санкт-Петербургского Государственного Университета |
2011-04-18
Мухаммад Амин Маджумдер: Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием. |