ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Четверг, 26 декабря 2024 | » Расширенный поиск |
2023-01-19
Максим Калашников: Корни зла - 1
СВО ведет к разрушению постсоветской политико-экономической Системы
(Продолжение. Предыдущая часть - тут) Инженеры у власти Прежде, чем двигаться дальше, предлагаю постичь наше грядущее, исходя из поучительного исторического опыта. Чтобы увидеть многолетний корень зла, первопричину нынешнего тяжелого положения. Приведу всего один крайне красноречивый пример. Сегодня фирма «Бош» (изначально немецкая) объявила о полном уходе с рынка РФ. Это сразу же ставит в сквернейшее положение наше дизелестроение (и гражданское, и военное). Ибо «Бош» поставляла топливную аппаратуру для российских моторов. (Подробнее - https://youtu.be/X8PVHQ4bPRQ). А своей топливной аппаратурой власть РФ не занималась. Но ситуация не нова. В СССР много говорилось о том, что мы первыми в мире создали танковый дизель В-2. Тот, что стоял на легендарной «тридцатьчетверке». В то время, как гитлеровские танки приводились в движение более пожароопасными бензиновыми моторами. Да, мы теперь знаем, как трудно создавался В-2. Как его ресурс был очень мал в Великую Отечественную – намного меньше, чем у немецких бензиновых моторов. Как окончательно «до ума» его довели лишь в 1950-е и как он стал началом «эволюционной цепочки» танковых двигателей, что стоят на наши бронированных машинах и сейчас. (Лишь в «Армате» решили отказаться от потомков В-2). Дело в ином. И в 1930-е у нас не было своей топливной аппаратуры. И тогда мы ее для танкового В-2 закупали все у той же немецкой фирмы «Бош». Но с началом войны такие поставки прекратились. Как же удалось сохранить производство знаменитых танковых моторов? Откроем «Технику-молодежи» за май 1975 года. В то время еще были живы многие участники Великой Отечественной. Да и творцы первых пятилеток. Откроем статью «Три истории про В-2» Вадима Орлова. Узнаем оттуда: первые тракторные дизели в Челябинске (основе Танкограда в годы Второй Отечественной) выпустили еще в 1937-м. И уже тогда американские приглашенные специалисты говорили: «Прежде чем освоить производство дизеля, вы побелеете-поседеете». (И США покупали форсунки у «Боша»). В декабре 1941 года в Челябинске начали производство В-2. Вместо бошевских стали делать свои форсунки. Отверстия в них делали тончайшими сверлами диаметром в дли миллиметра. Ставили на эти операции самых квалифицированных рабочих. Но как ни старались сильные и рослые ребята, сверла у них ломались. Тогда к делу привлекли девчат из ремесленных училищ (ПТУ), техникумов (колледжей по нынешнему) и даже школ. Они справлялись с работой гораздо лучше, ювелирнее. А в Челябинске удалось создать завод топливного оборудования. Одним из тех, кто импортозамещал «Бош», был кандидат технических наук М.Маркин (в войну – просто инженер). Мне, увы, не удалось найти его полного имени, но в статье 1975-го он рассказывает о том, как бился за свое с наркомом (министром) танковой промышленности Вячеславом Малышевым. Дело в том, что Маркин учился на одном курсе с будущим наркомом в МВТУ имени Баумана (выпуск 1934 года). Они друг друга хорошо знали. А в в мае 1941-го Маркин представил диссертацию, где обосновал методы расчетов для создания дизельной топливоподающей аппаратуры. (А это и насосы, и форсунки). Но защитить диссертацию в Бауманке наш герой не успел: грянула война. Весной 1942 года Маркин оказался в кабинете Малышева. Дела с В-2 шли плохо: двигатель дымил, сгорание топлива было неполным. Маркин стал настаивать на мерах по радикальному улучшению характеристик дизеля. Малышев возражал: это могло сорвать производственную программу. Он предлагал вводить улучшения шаг за шагом, постепенно. На том друзья поругались: Маркин, потеряв контроль над собой, обвинил Малышева в забвении науки. Тот рассердился и вызвал охрану: мол, посадите Маркина в подвальное бомбоубежище – пускай остынет. Так и сделали. Но тут объявили воздушную тревогу и наркому самому пришлось спуститься в укрытие. Там разговор продолжился. И Малышев сказал Маркину: «Пойми, у меня десятки жгучих проблем. А что ты в толпивоподающей аппаратуре – мастак – очень хорошо. Поезжай на завод, помоги конструкторам… И бауманец Маркин стал регулярно ездить в Челябинск, причем работал над топливной аппаратурой так, что директор завода И.Зальцман его много раз премировал. Но премии ученый отдавал в фонд обороны. Именно на заводе Маркин понял правоту Малышева: постепенные улучшения помогли и выпуск В-2 наращивать, и его характеристики поднимать. А диссертацию Маркин защитил уже после Победы. Так наука тесно сплавилась с производством. Причем МВТУ имени Баумана славилось этим в ту войну: «Тысяча старшекурсников и аспирантов была отправлена на оборонные заводы. Практиковалось создание ударных заводских бригад с участием в них ученых, разрабатывавших новые технологии производства боеприпасов и вооружения. Так, например, одна ударная бригада ученых МВТУ с кафедр резания металлов и др. к сентябрю 1941г. решила задачу увеличения производства зенитных орудий в 1,5-2 раза без дополнительных капиталовложений…» (https://emtc.ru/news/6825). А для полноты картины добавлю: Малышев после войны станет одним из сподвижников Берии и сотворцом атомной промышленности СССР. Но, увы, рано уйдет из жизни. В 1957-м, пятидесяти пяти лет от роду. Сама система подготовки великолепных кадров в МВТУ имени Баумана, действовавшая в СССР, создана в Российской империи: выборным ректором Александром Гавриленко в 1910 году. (Но это – отдельная история). А сегодняшняя Бауманка, увы – лишь тень былого величия. Ее студенты не всегда могут найти предприятия, где можно стажироваться и учиться в деле. Деиндустриализация-с! Когда у власти – «трофейщики» Таким образом, на оном примере видно, что в СССР эпохи Сталина не надеялись на импортные комплектующие и еще до прекращения поставок топливной аппаратуры «Бош» начали работы по созданию отечественной ей замены. И создали ее! Здесь же видны и причины теперешнего краха власти и острейшего кризиса СВО. Дело в том, что при Сталине верхи СССР в основном состояли из тех, кто выдвинулся в реальном деле. В ходе индустриализации. То есть, те, кто успешно строил заводы и их потом возглавлял, показывая реальные достижения в производстве. Выдвигались наверх те, кто создавал и умело использовал новую технику. Эти люди знали толк в блестящих инженерах и конструкторах. Держали руку на пульсе научно-технического прогресса. (Не включаю в это число унылых партаппаратчиков и тех, кто выдвигался за счет писания доносов на других). «Элита» РФ состоит из тех, кто либо участвовал в разграблении страны и ее деиндустриализации в 90е (трупоеды, «трофейщики»), либо из чиновных выдвиженцев, умеющих лишь воровать и угождать начальству. Набранные в «элиту» совершенно не по способности делать реальное Дело, они – сброд. Умеющий лишь делить и отнимать. Все, что они могут – лишь изображать великодержавность и примазываться к великим достижениям прошлого. А в реальной войне они выказали полную несостоятельность. 80 лет назад оказывалось, что конструкторы и ученые сидели в одной аудитории с министрами-наркомами. А кто мог сидеть за одной партой с теперешними манагерами, бухгалтерами, торговцами сырьем, мозгокрутами-пропагандонами? Кстати, техно-направленность верхушки тогда была не только в СССР. Если вы почитаете воспоминания главы Манхэттенского проекта Лесли Гровса «Теперь об этом можно рассказать», то увидите, сколько полезных предложений внесли тогда американские частные промышленники. Видно, что проблема той же топливной аппаратуры могла быть решена 80 лет назад. И что сейчас, при наличии обрабатывающих сверхточных центров с компьютерным управлением, и сегодня ее можно было бы решить. Черт, если бы живо было русско-советское станкостроение! Но и нынче, заправляй делами в стране инженеры, проблема поддавалась бы решению. Корень зла – в злокачественности нынешней «элиты». Она сама не может – но и другим не дает. Вместо того, чтобы с 2000 года восстанавливать русский технологический суверенитет, она воровала, трандирила деньги на футбол и олимпиады, строила себе яхты с дворцами и перекачивала деньги за рубеж. Как скоро она сможет создать альтернативу ТА от фирмы «Бош»? Вопрос чисто риторический. Вспомните, как в самом конце 2022 года Китай запретил к поставкам и в РФ, и вообще вовне свои процессоры «Лунсон» (Loongson — универсальная микропроцессорная архитектура, разработанная Академией наук Китая с целью создать альтернативу изделиям от Intel и AMD). Как видите, процессор создавался АН Китая по заданию государства. С 2002 года они работали – и добились успеха. А в РФ и в 2002 году никто не ставил перед РАН (Академией наук) конкретных задач. Отчего и так нездоровая Академия недужила все больше. В в 2013-м ее Кремль «отреформировал» так, что от РАН осталась только бледная тень. И теперь РФ не знает, где взять нормальные процессоры взамен тех, что попали под санкции и сюда не поставляются. 20 лет для создания своей альтернативы, производимой в РФ же (а не на Тайване) утеряны бесплодно. Надеюсь, мне удалось наглядно показать корни нынешнего зла. Глубинные причины теперешнего суперкризиса РФ, вызванного легкомысленным желанием «илитки» провести маленькую победоносную СВО. Очевидно, что теперешняя «илитка» победить неспособна. Она сама служит причиной тяжелых неудач. Ну, а о том, что будет дальше и что лично М.К. намерен делать, поговорим в продолжении цикла статей. (Продолжение следует) Максим Калашников |
2011-04-18
Мухаммад Амин Маджумдер: Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием. |