ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Пятница, 27 декабря 2024 | » Расширенный поиск |
2007-07-26
Борис Вишневский: Смычка города с деревней
Полемика с Иваном Федоренко «Безусловно, есть проблемы, которые было бы сподручнее решать в рамках единого региона – это и вывод промышленных предприятий из исторического центра Санкт-Петербурга, и экологические проблемы катастрофического замусоренного городскими туристами Карельского перешейка, и транспортное сообщение с пригородными поселками, и благоустройство дачных кооперативов, и многие другие», - полагает Иван Федоренко, рассуждая о возможном объединении города и области. Выскажу противоположную позицию: ничего, кроме вреда, от такого объединения не будет. Спору нет: перечень проблем, рождаемых «разностью» города и области, достаточно внушителен. Прежде всего, это проблемы, связанные с принадлежащим сотням тысяч горожан садовыми и дачными участками, расположенными в области: транспортное и медицинское обслуживание садоводов, строительство дорог к садоводствам, обеспечение их электричеством, газом, телефонной связью - все это постоянно рождает трудности. Далее, это - миграция рабочей силы из области в город и обратно. Организация розничной торговли продуктами из области в городе. Проблема распределения налоговых поступлений между городом и областью - немало людей живут в области, а работают в городе, между тем, подоходный налог платится по месту работы, а не жительства. Проблема вывоза городского мусора на областные свалки и его утилизации. Строительство дорог в области, ведущих в город, и связанные с этим экологические вопросы. Изменение границ города и передача земли под застройку. Транспортные льготы областных пенсионеров в городе и для городских - в области. Выделение горожанам участков под садоводства... Но разве среди них есть проблемы, которые нельзя решить иначе, как объединением? Как выясняется – нет таких проблем. Нормальный «горизонтальный» договор между властями города и области - более чем достаточное средство для этого. Разве что, таким способом никак не решить проблему с налоговыми поступлениями, но и в пределах самого Петербурга существует ровно такая же проблема. А именно: те, кто живет в «спальных» муниципалитетах, платят подоходный налог в центре города, где расположены соответствующие предприятия. И это неравенство не выправляется годами – просто потому, что для решения этой проблемы надо менять Налоговый кодекс. Но представим себе, что город и область все-таки объединились – в «Невский край» (даже название давно придумано). И что тогда? А вот что. Проснувшись однажды утром в «Невском крае», экс-жители города и области обнаружат наличие множества новых проблем. Для начала, неясно, кто этим краем и как будет управлять. Кто и как отменит оба Устава - городской и областной? Кто и как примет общий устав края и какие органы власти - законодательные и исполнительные - в нем будут предусмотрены? Что делать с действующими законодательными собраниями города и области? До какого срока они будут правомочны? Кто и как проведет новые выборы? Что и как делать с двумя администрациями? Что делать с системой местного самоуправления города и области? Какой статус будет у города Петербурга - статус муниципального образования? То есть, Петербург в этом случае потеряет статус «города федерального значения» и превращается в обычный муниципалитет – с соответствующими полномочиями? Ничего себе, «муниципалитет» - с почти 5-миллионным населением… Кстати, в нем тут же придется выбирать муниципальный совет и вводить должность мэра – который, само собой, сразу же превратится в главного политического конкурента губернатора будущего края. А все существующие сегодня муниципалитеты придется ликвидировать. Кто и как это сделает? Далее, какими законами будут руководствоваться в будущем крае - городскими или областными, отличающимися по множеству позиций? Как быть с правоприменительной практикой - если чиновникам и судьям на ходу придется переучиваться? При этом потребуется сложная и длительная работа, чтобы привести законодательство двух субъектов к общему виду. А ведь многие вопросы город и область законодательно регулировали совершенно по-разному: управление собственностью, продажа земли, инвестиционная политика, то же местное самоуправление. Как и когда будет принять общее законодательство? С какого времени оно начнет действовать? Заметим: все существующие до сих пор прецеденты объединения регионов относятся к ситуациям, когда в состав большого региона включался маленький, как правило – еще и расположенный на его территории, и не имеющий собственного развитого законодательства… В общем, есть все основания полагать, что результатом этого процесса будет нормальный юридический хаос - по принципу «хотели как лучше, вышло как всегда». Причем хаос длительный. При этом, как это легко предположить, решать все спорные вопросы будет какая-нибудь «временно назначенная» президентом исполнительная власть будущего края. Временно – потому что утвердить будущего губернатора сможет только будущее законодательное собрание, а его еще надо выбрать, и неизвестно, кстати, по какому закону и кто этот закон примет… Между прочим, из этого следует, что «временная администрация» вовсе не станет торопиться с выборами. Но сделаем последнее предположение: и с этим хаосом как-то удалось справиться. Что потом? Выясняется, что потом - по крайней мере, для жителей Петербурга - и наступит самое неприятное. Известно, что экономически Петербург куда «сильнее» области, а после объединения придется руководствоваться принципом общего котла. В итоге Петербург не сможет распоряжаться своими доходами - львиная их доля пойдет в этот самый котел. И экономическое положение города ухудшится… Ну, так и зачем нам вся эта смычка города с деревней? Если Валентина Матвиенко, выдвигая в очередной раз бессмертную, как птица Феникс, идею объединения города и области, имеет в виду все перечисленные выше последствия – тогда пусть так честно и скажет гражданам. И точно так же пусть это скажут гражданам уже появившиеся «инициаторы референдума» по объединению города и области – из муниципального округа «Петровский», у которых, как видится, никаких других забот уже нет и все проблемы уже решены. Правда, свою инициативу им пришлось временно отозвать – выяснилось, что федеральный закон вообще не дает гражданам права инициировать референдумы об объединении регионов. Что же, вполне предусмотрительно: нечего такие вопросы решать холопам – это исключительно барская компетенция. И когда баре это решат (что, увы, вполне возможно, ибо руководствуются они вовсе не интересами жителей) – референдум могут провести стремительно. Конечно, с выборами Госдумы уже не успеть – сроки, как представляется, не позволят. А вот с президентскими выборами все вполне могут и совместить. То-то нахлебаемся потом, живя в «Невском крае»! Борис ВИШНЕВСКИЙ, обозреватель «Новой газеты» - специально для АПН-Северо-Запад
|
2011-04-18
Мухаммад Амин Маджумдер: Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием. |