ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Пятница, 15 ноября 2024 | » Расширенный поиск |
2010-08-28
Вадим Штепа: Референдум – экстремизм?
Такова официальная формулировка, поддержанная прокуратурой республики. Многие СМИ тут же вскипели патриотическим негодованием – сей гражданин, оказывается, призывал отдать Финляндии «часть России». Напомним историю этого нашумевшего дела. В январе жители замороженного города Сортавала (когда его делали «частью России», его, наоборот, выжигали) обнаружили в своих почтовых ящиках листовку. Приведем ее текст полностью – ибо он уже широко разошелся по интернету, и особо ярым «антиэкстремистам», желающим его «запретить», придется в очередной раз воевать с сотнями сайтов и блогов: Ладожская Карелия – за Референдум Пока политики и воротилы бизнеса набивают свои карманы деньгами, мы – народ Карелии, остаемся бесправными наблюдателями, как наше Отечество разворовывают. Так сколько можно терпеть?
К спецслужбам, вычислившим автора этой листовки, в данном случае никаких вопросов нет – точно так же действовали бы их коллеги в любой другой стране. И в той же Финляндии, если представить себе, к примеру, распространение подобных листовок на шведоязычных Аландских островах с призывами выйти из Финляндии и присоединиться к Швеции, финские спецслужбы, думается, тоже бы не дремали… Однако спецслужбы – всего лишь исполнители, а здесь скорее возникает вопрос к российской правоприменительной практике вообще. Почему прокуратура как орган, надзирающий за исполнением законов, не дает себе труда подробно разобраться в вопросе, спеша вместо этого с обвинениями в «экстремизме», под расплывчатое определение которого можно подогнать любую гражданскую активность вообще? Попробуем провести непредвзятый анализ этого текста, не скованный стереотипами официальных «экспертов», которым заказали разглядеть в нем «экстремизм». Как легко заметить, эта листовка призывает к вполне законной процедуре – референдуму. А согласно Конституции Карелии, «Народ является единственным источником власти и осуществляет ее непосредственно, в том числе путем участия в выборах и референдуме, а также через органы государственной власти и местного самоуправления» (ст. 3.2). Заметим, что «выборы и референдум» обозначены в этой статье как основные инструменты народовластия, а «органы государственной власти» следуют лишь через дополнительное «а также». И если уж быть совсем пунктуальным (чего эти «органы» не любят), главным способом осуществления власти в этой статье названо непосредственное народовластие. Вот Вячеслав Дрезнер его непосредственно и осуществил, предложив согражданам подумать над вариантами политического будущего Карелии. Или кто-то лишил этого гражданина права принадлежать к народу республики, «единственному источнику власти»? В российской правовой системе вообще наблюдается интересный (с точки зрения исследователя) и тревожный (с точки зрения гражданина) зазор между декларируемым «народовластием» и «органами государственной власти». Последние вроде бы действуют «от имени народа», но при этом с реальным, конкретным народом разговаривают языком запретов. Недавний московский митинг-концерт стал наглядной иллюстрацией этого контраста. Можно вспомнить и ситуацию на последних президентских выборах, когда избиратели из разных городов специально съезжались в Москву, чтобы оставить свои подписи за выдвижение Владимира Буковского. Многие недоброжелатели тогда заявляли: да кто помнит этого старого диссидента, да кто за него проголосует? Сторонники «хулигана» отвечали: хорошо, пусть проголосуют немногие – вам же это в плюс! Но вы лишь дайте возможность им проголосовать… Итог, конечно, был предсказуем: кандидата Буковского просто не зарегистрировали (по смехотворной причине – назвал себя в анкете «писателем», но не предоставил соответствующих документов). Вряд ли власть испугалась его победы. Просто «суверенной демократии» никакие выборы не нужны – ей нужны «преемники»… Ситуация с предложенным в этой листовке карельским референдумом выглядит в чем-то похожей. Непредвзято оценивая нынешнюю этносоциальную картину в республике, можно с уверенностью утверждать, что второй вопрос этого референдума (представим себе его гипотетическое проведение) получил бы массовый отрицательный ответ. И вовсе не потому, что в Карелии плохо относятся к Финляндии – напротив, в ней видят дружественного соседа. Но при этом осознают – исторически и ментально мы все-таки разные страны, и лучше ходить друг к другу в гости, чем «радовать» соседей полным переселением к ним. Кроме того, если представить себе рост гражданского самосознания в Карелии (сравнимый хотя бы с перестроечными временами), то вряд ли жители республики согласятся просто поменять шило на мыло – московскую «вертикаль» на хельсинскую, но скорее предпочтут быть самостоятельными хозяевами своей земли. А вот по первому вопросу действительно возможны серьезные общественные дискуссии. Но здесь, как и многое другое в нынешней РФ, решение зависит от политиков, называющих себя «федеральными». Если Россия будет модернизироваться в сторону настоящей федерации, по типу США и ФРГ, где региональные власти избираются населением и подотчетны ему, а ресурсы и налоги не стягиваются в столицу, но работают на сами регионы, тогда желание «отделиться» исчезнет само собой. Или, точнее, сменится современным европейским регионализмом, который только «сшивает» ЕС прямыми межрегиональными связями. Но если, как происходит до сих пор, российские регионы будут низводиться до уровня бесправных и ограбляемых колоний, которым не позволено избирать свою власть, а все ресурсы и налоги централизованы (та же Карелия выплачивает налогов больше, чем получает дотаций), тогда рост сепаратистских настроений в разных регионах совершенно неизбежен, это просто мировой опыт... И «вертикальная» власть, фактически подменившая конституционное федеративное устройство России унитарным, сама подхлестывает эти настроения. Вот бы кому следовало выносить «предупреждения» карельскому прокурору – а не гражданам, которые добиваются законного народовластия. Референдум – основной инструмент народовластия, решающий наиболее значимые вопросы политики. Поэтому в демократических странах его не опасаются проводить, какими бы «сепаратистскими» или «неполиткорректными» ни были его результаты – по поводу независимости Квебека в Канаде, по минаретам в Швейцарии и т.д. Но если бы в этих странах работали российские прокуроры, организаторы этих референдумов вместо их проведения, наверняка бы, пошли по той или иной «экстремистской» статье…
Вадим Штепа |
2011-04-18
Мухаммад Амин Маджумдер: Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием. |